Временные нормативы приёмки на складе
Иногда наступают моменты, когда сотрудники не успевают выполнить работу к определенному сроку. Например, не вовремя принятый товар приводит: к переполнению зоны приёмки склада, росту времени размещения позиций по местам хранения, увеличению времени сборки и нарушению сроков доставки клиентам. Перебои в работе склада негативно отражаются на настроении грузополучателей.
Чтобы контролировать и ускорить процесс операций, руководство некоторых компаний применяет решения по установке нормативов, которые входят в мотивацию сотрудников. Таким образом, компания страхует себя от невовремя выполненной работы, а сотрудникам, чтобы получить хорошее вознаграждение, необходимо укладываться в установленные регламентом временные рамки. Кроме временных ограничений у приёмщиков существует и норма по количеству принятых позиций (артикулов) за 1 час, обработка коробок, паллет, выполненный объём в м3. Мотивационных схем много, в данной статье мы не будем составлять формулы их расчёта, а рассмотрим общие принципы временных нормативов приёмки, которые используют компании.
Временные нормативы по приёмке продукции вводятся с целью организации оперативного приёма товара на складах, уменьшения времени простоя автотранспорта, изменении мотивации сотрудников. Таким образом, под временными нормативами приёмки понимается совокупность затраченного времени на проведение складских операций, а это:
- Разгрузка автотранспорта на складе или прилегающей ему территории.
- Сортировка товаров по необходимым критериям: категориям, характеристикам, контрагентам и т.п.
- Приём товара прямым пересчетом и ввод данных в WMS систему с помощью ТСД.
- Размещение товара по местам хранения на складе, ячейкам. Во многих компаниях поставка считается принятой, если её позиции размещены по ячейкам.
Чаще всего временем начала приёмки товара, считается время постановки автотранспорта на ворота или территорию склада (фиксируется в журнале ответственным сотрудником). А временем окончания - размещение в ячейку последней позиции из задания на приём, завершение распоряжения размещения. В компаниях с разной спецификой процессов временные критерии могут быть разными.
Для перевозок руководством устанавливается «формат» транспорта с различными весогабаритными характеристиками. Утверждается план-график отгрузок оптового склада для доставок заказов в торговые точки, а также клиентам. Оптовый склад по регламенту отправляет заказы, а точки продаж, в соответствии с графиком, их принимают. Доставки по определённым маршрутам, или напрямую клиенту, согласуются с грузополучателем в индивидуальном порядке.
В зависимости от объёма и тоннажа автотранспорта, каким способом происходит обработка грузов (вручную или с помощью спецтехники), товар на паллетах или навалом - для сотрудников склада устанавливаются временные нормативы приёмки для каждого типа автотранспорта, например:
I. Авто 5 Тн/30 м.куб.: разгрузка 30 – 40 минут, приём 30 – 40 минут, размещение 20 минут. Общее время приёма товара 80 – 100 минут.
II. Авто 10 Тн/45 м.куб.: разгрузка 40 – 60 минут, приём 40 – 60 минут, размещение 30 минут. Общее время приёма товара 110 – 150 минут.
III. Авто 20 Тн/82 м.куб.: разгрузка 60 – 80 минут, приём 60 – 80 минут, размещение 40 минут. Общее время приёма товара 160 – 200 минут.
Примерный регламент-график приёмки товаров складами по временным нормативам, ниже:
Время начала и окончания приёма товара по типу транспорта заполняется в файле «Сменное задание» руководителем склада, каждую рабочую смену. Ежедневный отчёт фиксирует «+» установленное время, а также «-» вовремя не выполненное задание.
Так же руководитель склада ежедневно заполняет чек-лист по каждому сотруднику и выполненным нормам «Сменного задания». Некоторые логистические компании включают критерий «Временных нормативов приёмки» в мотивационные схемы сотрудников. Например, в таблице ниже можно отметить, что если приёмщики не уложились в установленное время, тогда в заполненном чек-листе KPI идёт понижение коэффициента «временных норм» (столбец D), в конечном итоге влияющих на общую сумму заработной платы.
В конце месяца руководитель склада формирует сводный файл-отчёт по выполненному «Сменному заданию». Вкладки «Временных нормативов приёмки ТМЦ» отображают как - выполненные задания, по обработанным форматам транспорта, так и невыполненные. Отчёт отображает отклонение от нормы приёмки. Также он показывает объём выполненной работы по каждому сотруднику: количество обработанных документов, количество строк (артикулов), м.куб. и т.п.
Итак, мы вместе рассмотрели работу приёмки поставок по временным нормативам. Если работа склада налажена, клиенты и торговые точки получают товар вовремя, то никакие нормативы не нужны. А если зона приёмки постоянно переполнена, время сборки заказов увеличено, присутствуют постоянные простои транспорта и систематические нарушения сроков доставки, вследствии чего происходит потеря клиентов, то временные нормативы можно использовать как один из способов ускорения процессов. Применять данные меры в работе склада, или не применять - решать Вам.
Также, все данные настройки учёта: «Сменного задания», «Табеля учёта рабочего времени», «Чек-листа KPI», различных форм мотивационных схем - возможно настроить в блоке AS WMS системы.
Данные отчёты помогают накапливать статистику для разработки мотивационных схем складских групп, выполнять мониторинг и оценку производительности и качества работы любого сотрудника, а также анализ и работу склада региона компании в целом.
Александр Павлов
Генеральный директор ООО «Технологии учета», основатель компании, совмещающий в себе стратегическое мышление с техническими компетенциями и отличными лидерскими качествами.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!