В каком случае малое предприятие, ведущее полный бухучет, может не применять ФСБУ 5/2019?
Вопрос аудитору
Организация относится к категории малых предприятий. Может ли она не применять ФСБУ 5/2019, если имеет право на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, но фактически этим правом не пользуется и ведет бухучет в полном объеме?Малые предприятия, отнесенные к категории микропредприятий, могут не применять ФСБУ 5/2019, если имеют право на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, причем вне зависимости от того, используют они это право или нет.
Обоснование ответа.
Микропредприятия, которым предоставлено право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 4 и п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ), могут не применять ФСБУ 5/2019 "Запасы" (п. 2 ФСБУ 5/2019). При этом затраты, которые в соответствии с этим Стандартом должны были бы включаться в стоимость запасов, признаются расходом периода, в котором они были понесены. Никаких ограничений в отношении фактического ведения бухгалтерского учета упрощенными способами норма не содержит. Неважно, организация фактически ведет упрощенный бухучет или только имеет на это право, она все равно может не применять ФСБУ 5/2019, если является микропредприятием.
Решение не применять ФСБУ 5/2019 следует закрепить в учетной политике организации.
Напомним критерии отнесения субъектов малого предпринимательства к микропредприятиям (ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ):
- среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год – не более 15 человек ( п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ);
- предельный доход от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год – 120 млн рублей ( п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265).
Обратите внимание, что не всем субъектам малого предпринимательства предоставлено право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Обратите внимание: хотя это не предусмотрено законом, на практике ПФР нередко требует предоставить наряду со сведениями о трудовой деятельности работника по форме СЗВ-ТД информацию о выборе работником способа ведения трудовой книжки на бумаге либо в электронном виде. Это касается и тех работников, которые устраиваются на работу впервые в 2021 году. Учитывая это, по нашему мнению, можно перед подачей СЗВ-ТД получить от работника такое заявление (в данном случае о предоставлении сведений о трудовой деятельности, о выборе электронной трудовой книжки) и сделать соответствующую отметку в форме СЗВ-ТД.
Также напоминаем, что при приеме на работу форму СЗВ-ТД следует подать не позднее рабочего дня, следующего за днем издания приказа о приеме на работу.