Что изменится в имущественных налогах с 01.01.2022?
ДОКУМЕНТ
Федеральный закон от 29.11.2021 № 382-ФЗ
Федеральный закон от 29.11.2021 № 382-ФЗ (далее – Закон № 382-ФЗ) внес изменения во многие главы НК РФ, в том числе в части транспортного, земельного налогов и налога на имущество организаций. Рассмотрим их подробнее.
Срок для представления пояснений на сообщение об исчисленной сумме налога
Напомним, с отчетного периода 2020 г. организации, являющиеся плательщиками транспортного и земельного налогов, не представляют декларации по этим налогам (п. 17, 26 ст. 1, ч. 3, 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). При этом для обеспечения полноты их уплаты налоговые органы начали с 2021 г. направлять организациям (налогоплательщикам транспортного и земельного налогов) сообщения об исчисленных суммах указанных налогов (п. 4-7 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ). Аналогичный порядок вводится с 2022 г. для российских организаций в отношении налога на имущество, уплачиваемого исходя из кадастровой стоимости недвижимости.
При этом в ответ на сообщение ИФНС об исчисленных суммах налогов налогоплательщик может представить пояснения и (или) документы, подтверждающие:
- правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога;
- обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот;
- наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Сейчас на это дается 10 дней (п. 6 ст. 363 НК РФ). С 01.01.2022 срок увеличивается до 20 дней, что выгодно налогоплательщикам (пп. "б" п. 47 ст. 1 Закона № 382-ФЗ).
Налоговики станут чаще доначислять земельный налог при использовании земли в предпринимательской деятельности
Связано это с тем, что территориальные органы Росреестра с 01.01.2022 будут обязаны сообщать в управления ФНС России по субъектам РФ:
- о выдаче предписания об устранении нарушений в связи с использованием в предпринимательской деятельности земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества;
- об устранении указанных выше нарушений либо отмене предписания об устранении этих нарушений.
Соответствующие изменения внесены в п. 18 ст. 396 НК РФ (пп. "в" п. 51 ст. 1, п. 3 ст. 3 Закона № 382-ФЗ).
Росреестр контролирует целевое использование указанных земельных участков (п. 5 Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1081). Сообщать о перечисленных выше фактах Росреестр должен ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который представляются такие сведения. Следовательно, за 2021 г. соответствующая информация должна попасть в ФНС России до 01.03.2022.
Напомним, сейчас аналогичная обязанность есть у Россельхознадзора. Ведомство обязано сообщать в ФНС России о фактах неиспользования для сельскохозяйственного производства сельскохозяйственных земельных участков в течение 10 дней со дня выдачи соответствующего предписания, его выполнения или отмены (п. 18 ст. 396 НК РФ, п. 7 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1081).
С 01.01.2022 это нужно делать также до 1 марта года, следующего за годом, за который представляются сведения об указанных фактах.
Передача указанных сведений налоговикам связана с тем, что при нецелевом использовании (неиспользовании по назначению) вышеназванных земельных участков земельный налог нужно платить по повышенной ставке. Вместо ставки, предусмотренной пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ (до 0,3 %), в этом случае должна применяться ставка, установленная пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ (до 1,5 %).
При этом с 01.01.2022 вступает в силу новый п. 7.2 ст. 396 НК РФ, который определяет правила исчисления налога в такой ситуации. Согласно этой норме повышенная ставка применяется со дня совершения нарушения (нецелевого использования или неиспользования земли) либо со дня его обнаружения и до 1-го числа месяца, в котором Росреестром или Россельхознадзором установлен факт устранения нарушения. Однако не вполне ясно, как действовать, если нецелевое использование выявили в середине месяца. Нужно ли брать этот месяц полностью в расчет или с учетом коэффициента, учитывающего в том числе дни месяца, когда нецелевое использование (неиспользование) еще не было установлено? Пункт 7.2 не содержит уточнений на этот счет.
Ранее Минфин России и ФНС России разъясняли, что по повышенной ставке земельный налог рассчитывается с налогового периода (календарного года), в котором орган земельного контроля вынес решение о выявленном нарушении, и до начала налогового периода, в котором плательщик устранил это нарушение (письма ФНС России от 28.12.2018 № БС-4-21/25914@, от 20.03.2018 № БС-4-21/5157@, Минфина России от 16.07.2014 № 03-05-04-02/34879, доведено до сведения налоговых органов письмом ФНС России от 30.07.2014 № БС-4-11/14944@).
Таким образом, п. 7.2 ст. 396 НК РФ улучшает положение налогоплательщиков, поскольку сокращает сумму доначисления налога в связи с сокращением срока применения повышенной налоговой ставки.
Дифференцированные налоговые ставки по налогу на имущество
В настоящий момент субъекты РФ вправе устанавливать разные налоговые ставки по налогу на имущество организаций в зависимости от категорий:
- налогоплательщиков;
- имущества, признаваемого объектом налогообложения.
С 01.01.2023 дифференцировать ставки по категориям налогоплательщиков запрещается. С указанной даты установить в региональном законе разные налоговые ставки можно будет в зависимости от вида недвижимости и (или) ее кадастровой стоимости (пп. "а" п. 50 ст. 1, п. 5 ст. 3 Закона № 382-ФЗ).