Порядок оплаты сверхурочной работы исходя из оклада признан неконституционным
ДОКУМЕНТ
Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2023 № 35-П
Конституционный Суд РФ рассмотрел жалобу о признании не соответствующей Конституции РФ ч. 1 ст. 152 ТК РФ в той степени, в которой она предусматривает оплату сверхурочной работы исходя из тарифной ставки или оклада (должностного оклада) без начисления компенсационных и стимулирующих выплат.
Жалобу подал работник, заработная плата которого состояла из маленького оклада (меньше МРОТ) и большого количества надбавок, в связи с тем, что сверхурочная работа оплачивалась ему только исходя из оклада. Это, по его мнению, нарушает его права.
Судьи напомнили, что сверхурочная работа – это работа в условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 149 ТК РФ). При работе сверхурочно работники подвергаются дополнительной физиологической и психоэмоциональной нагрузке. В целях компенсации повышенных трудозатрат, обусловленных увеличением рабочего времени и сокращением времени отдыха, необходимого для восстановления сил, законодательство обязывает оплачивать такую работу в большем размере, чем работу в пределах нормы. Об этом свидетельствует, в частности, использование в ст. 152 ТК РФ термина "повышенная оплата" для правила о возможности ее замены дополнительным временем отдыха.
Напомним, что ст. 152 ТК РФ устанавливает оплату:
- за первые 2 часа работы не менее чем в полуторном размере;
- за последующие часы – не менее чем в двойном.
При этом в тексте этой нормы сейчас нет указания на вид начисления, от которого необходимо рассчитывать размер оплаты.
В постановлении от 27.06.2023 № 35-П судьи указали, что содержание ч. 1 ст. 152 ТК РФ является следствием традиций советского законодательства, когда заработная плата сотрудников состояла преимущественно и в основном из оклада (тарифной ставки). И тогда указание на повышенный размер оплаты и использование при расчете оклада (тарифной ставки) действительно приводило к тому, что за сверхурочную работу сотрудники получали повышенную оплату.
В текущей ситуации подходы к нормированию заработной платы изменились. Тарифная ставка в современных реалиях – это лишь часть оплаты труда и зачастую ее меньшая часть. Поэтому отсутствие в законодательстве указания на то, какие именно выплаты, входящие в состав зарплаты, необходимо увеличивать при оплате сверхурочной работы, и привело к разбалансировке механизма правового регулирования. Сформировалась устойчивая тенденция к расчету оплаты сверхурочной работы только исходя из оклада без учета остальных выплат. В качестве примера Конституционный суд привел не только решения судов (решение Верховного Суда РФ от 21.06.2007 № ГКПИ07-516, апелляционные определения Оренбургского областного суда от 03.07.2012 по делу № 33-3812/2012, Иркутского областного суда от 23.10.2013 № 33-8615/13 и др.), но и разъяснения контролирующих органов (письмо Минздрава России от 02.07.2014 № 16-4/2059436).
Судьи Конституционного суда указали, что расчет оплаты сверхурочной работы исходя исключительно из оклада без учета компенсационных и стимулирующих выплат (которые сопоставимы или даже выше установленного оклада или тарифной ставки) ведет к тому, что сотрудник, работающий сверхурочно, получит меньшую оплату труда, чем за работу в пределах нормы. Это происходит при том, что компенсационные и стимулирующие выплаты к окладу (тарифной ставке), предусмотренные в рамках конкретной системы оплаты труда, по смыслу ст. 135 ТК РФ должны начисляться за все отработанное время (как в пределах, так и сверх нормы).
В такой ситуации нарушается принцип равенства, который означает не только необходимость равной оплаты за труд равной ценности, но и недопустимость применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении. Работники, привлекаемые к сверхурочной работе, не могут оказаться в худшем положении, чем те, длительность занятости которых норму не превышает. Фактически же правоприменительная практика ч. 1 ст. 152 ТК РФ приравнивает лиц, зарплата которых состоит из оклада и компенсационных и стимулирующих выплат, к тем, кто получает только оклад. Тем самым цель установления компенсационных и стимулирующих выплат не достигается, особенно в ситуации, когда оклад (тарифная ставка) установлен в размере намного меньшем, чем МРОТ, либо локальными нормативными актами не определен более существенный размер повышения оплаты за сверхурочную работу.
Установившаяся практика расчета оплаты сверхурочной работы только исходя из оклада – это следствие отсутствия четкого порядка исчисления оплаты такой работы, в т. ч. по составу выплат, которые необходимо учитывать.
Конституционный Суд РФ обязал внести изменения в ст. 152 ТК РФ с тем, чтобы обеспечить оплату сверхурочной работы в большем размере по сравнению с оплатой за аналогичную работу в пределах нормальной продолжительности рабочего времени.
До внесения изменений порядок оплаты должен быть следующим:
- за работу в пределах нормы сотрудник должен получать оклад и иные компенсационные и стимулирующие выплаты, причем такая оплата труда должна превышать МРОТ без учета оплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (иными словами без учета оплаты сверхурочной, ночной работы и работы в выходные и праздничные нерабочие дни);
- сверхурочная работа должна оплачиваться сверх начисленной заработной платы (т. е. в любом случае сверх МРОТ) из расчета полуторной либо двойной тарифной ставки (оклада) с начислением всех компенсационных и стимулирующих выплат на одинарную ставку (оклад).
Таким образом, Конституционный Суд РФ признал, что размер оплаты сверхурочной работы должен рассчитываться с учетом всех надбавок, но при этом если оклад (тарифная ставка) будет начисляться в полуторном или двойном размере (в зависимости от времени переработки), то надбавки достаточно платить в одинарном размере.
Работодатель может по своей инициативе платить компенсации и стимулирующие выплаты также в полуторном или двойном размере. При этом в любом случае необходимо дождаться внесения изменений в законодательство.
Остались вопросы или не нашли интересующую вас информацию?
|