Единую декларацию можно будет сдавать реже. Это и другие запланированные налоговые изменения
Законопроект № 577665-8
С целью реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики в Госдуму РФ внесен законопроект № 577665-8. Проект готов ко второму чтению и предусматривает изменения в том числе в первой части НК РФ. Рассмотрим наиболее важные их них.
Полномочия Правительства России
В 2020 году Правительство России получило специальные полномочия (п. 3 ст. 4 НК РФ):
- приостанавливать (отменять, переносить) мероприятия налогового контроля;
- продлевать сроки уплаты налогов (сборов, страховых взносов), а также сроки подачи деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- продлевать сроки направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;
- определять дополнительные основания для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;
- определять основания и условия неприменения или особенности применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов;
- устанавливать основания и условия неприменения ответственности за непредставление (несвоевременное представление) в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности, иных документов (сведений);
- устанавливать особенности взыскания задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, страховых взносов).
Эти полномочия продлевались на 2022–2024 годы.
В соответствии с комментируемым законопроектом такие же полномочия у Правительства России сохранятся до 2028 года (включительно).
Постановка на учет
В настоящее время документом, подтверждающим постановку организации (ИП, физлица) на учет в налоговом органе, является свидетельство или уведомление о постановке на учет.
Предполагается внести изменения, согласно которым таким документом будет:
- выписка из ЕГРН, содержащая сведения о постановке на учет (снятии с учета) в ИФНС организации или физлица по соответствующему основанию;
- выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения о постановке на учет в ИФНС:
- российской организации по месту ее нахождения, месту нахождения филиала (представительства)
- иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту ведения деятельности на территории РФ через отделение
- выписка из государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, содержащая сведения о постановке на учет в ИФНС иностранной организации по месту ведения деятельности на территории РФ через аккредитованные филиал, представительство;
- выписка из ЕГРИП, содержащая сведения о постановке на учет в ИФНС индивидуального предпринимателя по месту его жительства.
Налоговое уведомление
Физлица уплачивают имущественные налоги (налог на имущество, транспортный и земельный налоги) на основании уведомления ИФНС. При этом если общая сумма исчисленных налогов не превышает 100 руб., инспекция уведомление не присылает. Указанный порог хотят повысить до 300 руб. Иначе говоря, уведомление об уплате имущественных налогов физлицу не придет, если общая сумма налогов не превысит 300 руб.
Единая (упрощенная) декларация
Плательщики одного или нескольких налогов, не совершающие операции, в результате которых происходит движение денежных средств на их счетах в банках (в кассе организации), не имеющие объектов обложения по налогам, представляют единую (упрощенную) налоговую декларацию. Срок ее представления – не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом (абз. 4 п. 2 ст. 80 НК РФ). Иначе говоря, в настоящее время декларация подается ежеквартально.
Для снижения административной нагрузки на хозяйствующие субъекты предполагается, что такую декларацию налогоплательщики будут представлять:
- по налогу на прибыль – не позднее 20 апреля года, следующего за налоговым периодом, в котором последний раз были операции по движению денежных средств на счетах в банках (в кассе организации) и (или) в котором последний раз были объекты обложения по налогу на прибыль;
- по иным налогам – не позднее 20-го числа первого месяца второго налогового периода, следующего за тем, в котором последний раз были операции по движению денежных средств на счетах в банках (в кассе организации) и (или) в котором последний раз были объекты обложения по соответствующим налогам;
- для вновь созданных организаций (вновь зарегистрированных ИП) – не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором была создана организация (зарегистрирован ИП).
Камеральная налоговая проверка единой (упрощенной) декларации в течение 3 месяцев на основе имеющихся у ИФНС документов (информации) о налогоплательщике с учетом следующих особенностей:
- проверка проводится за налоговые периоды истекшего календарного года с 1 февраля следующего календарного года;
- если организация приняла решение о реорганизации или ликвидации, проверка проводится за истекшие налоговые периоды текущего календарного года со дня, следующего за днем внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что организация находится в процессе реорганизации (ликвидации). При этом ликвидация не может быть завершена ранее окончания камеральной проверки.
Электронный документооборот
Налогоплательщики, которые сдают отчетность в электронной форме в соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ, обязаны обеспечить получение документов от ИФНС по ТКС через оператора ЭДО, а также передать налоговому органу электронную квитанцию о получении этих документов в течение 6 дней со дня их отправки инспекцией (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).
Обязанность по передаче указанной квитанции предлагают отменить. При этом установить, что датой получения электронного документа, направленного ИФНС, будет считаться 6-й рабочий день с даты его направления.
Также отменят соответствующее основание для блокировки счетов налогоплательщика – неисполнение обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).
Налоговый мониторинг
С целью увеличения количества участников налогового мониторинга планируют сократить пороговые требования в части суммы уплаченных налогов со 100 млн руб. до 80 млн руб., полученных доходов – с 1 млрд руб. до 800 млн руб. и по величине активов – с 1 млрд руб. до 800 млн руб.
Также вводится перечень организаций, которые смогут стать участником налогового мониторинга без соблюдения вышеуказанных пороговых значений. Например, это организации – участники промышленного кластера, резиденты особой экономической зоны, бывшие участники консолидированной группы налогоплательщиков.
Требование об уплате задолженности
В ст. 70 НК РФ уточняется, что требование об уплате задолженности направляется налогоплательщику (плательщику сборов, страховых взносов) в трехмесячный срок, если отрицательное сальдо ЕНС превышает 3000 руб. Срок, как и прежде, считается со дня формирования отрицательного сальдо.
Если размер отрицательного сальдо составит от 500 до 3000 руб., то требование об уплате задолженности направляется не позднее одного года со дня формирования отрицательного сальдо ЕНС в размере, превышающем 500 руб.
Пени
При возникновении у налогоплательщика задолженности по уплате налогов (взносов) начисляются пени (п. 1 ст. 75 НК РФ). При этом с 09.03.2022 по 31.12.2023 ставка пеней для организаций принималась равной 1/300 от действующей в этом периоде ключевой ставки ЦБ РФ (независимо от срока просрочки). В законопроекте предлагается этот порядок распространить на 2024 год.
Ответственность за налоговые правонарушения
За неуплату (неполную уплату) налогов, сборов, страховых взносов налоговая инспекция может оштрафовать налогоплательщика по ст. 122 НК РФ. При этом указанное деяние не является правонарушением, если за период с установленного срока уплаты налога до дня вынесения решения о привлечении к ответственности у налогоплательщика было достаточное положительное сальдо ЕНС (п. 4 ст. 122 НК РФ).
В соответствии с законопроектом ИФНС также не сможет привлечь налогоплательщика к ответственности, если на ЕНС есть сумма денежных средств, зачтенная в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса) в размере, достаточном для полной или частичной уплаты налога.
Также уточняются положения ст. 126 НК РФ в части ответственности за непредставление сведений, необходимых для налогового контроля. Так, положения п. 1.1 и 1.1-1 ст. 126 НК РФ не применяются в отношении документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК за финансовые годы, даты окончания которых приходятся на 2022–2024 годы. При этом КИК должна соответствовать следующим условиям:
- в отношении налогоплательщика, являющегося контролирующим лицом иностранной компании, действовали введенные иностранными государствами ограничительные и (или) иные аналогичные меры;
- постоянным местонахождением иностранной компании является иностранное государство, указанное в распоряжении Правительства России от 05.03.2022 № 430-р.
Остались вопросы или не нашли интересующую вас информацию?
|