Чем отличается справочное хранение от адресного
При автоматизации складского учета с помощью типового ПО или индивидуальных программных решений руководитель компании может выбрать два способа организации хранения — справочный и адресный.
В первом случае для каждого склада или торгового объекта формируется справочник с топологией размещения товаров. Это позволяет определить точный «адрес» нахождения ТМЦ и быстро находить их в случае необходимости. Преимуществом адресного хранения является также то, что он облегчает контроль остатков продукции и сроков ее хранения. Благодаря этому логистические процессы становятся более прозрачными, а расходы компании на бизнес-процессы и потери от списаний уменьшаются.
Особенности справочного и адресного складского хранения
Создание топологии склада представляет собой разделение всего пространства для хранения на отдельные ячейки, которые упрощают размещение товаров при их приемке и сборку заказов перед отправкой. Благодаря созданному справочнику и правилам распределения ТМЦ по адресам оптимизируется работа сотрудников, сокращается трудоемкость операций и уменьшается количество ошибок, вызванных человеческим фактором.
Топология представляет собой древовидную структуру. Все помещение делится на сектора, которые могут классифицироваться на секции, стеллажи, позиций. Каждой такой ячейке присваивается буквенно-цифровой адрес, по которому человек и средства автоматизации могут быстро найти нужный товар.
Главное отличие двух систем состоит в следующем:
- Справочное хранение дает информацию исключительно о местонахождении предмета на объекте. Его можно быстро найти в случае необходимости. Такой метод часто используется в магазинах.
- Адресное хранение дает возможность контролировать также остатки и сроки годности продукции. Таким образом можно избежать затоваривания и возникновения дефицита, а также сократить количество списаний в случае истечения срока годности.
Для максимально эффективного применения первого или второго способа хранения, необходимо подобрать и интегрировать в бизнес-процессы программно-аппаратный комплекс. После настройки и разработки алгоритмов процесс размещения товаров и сборки заказов будет происходить с минимальным вмешательством персонала.
Кому и зачем нужны системы хранения
Внедрение справочников с топологией склада и контроль остатков товаров в ячейках необходим компаниям, которые занимаются производством и продажей широкого ассортимента продукции. Причем срок их годности ограничен, что требует постоянного контроля дополнительных параметров.
Преимущества использования такой системы:
- Ячейки с адресами позволяют точно знать, где располагается конкретный товар и сколько его осталось. Это дает возможность быстрее собирать заказы, а также формировать заявки для поставщиков в случае исчерпания остатков.
- Размеченные и переадресованные ячейки позволяют автоматизировать процесс сборки с помощью средств механизации. Например, конвейерных линий или роботов. Работники склада также могут быстрее ориентироваться в помещении и собирать товары.
- Адресное хранение, в отличие от справочного, упрощает проведение инвентаризации. Персонал будет точно знать место размещения ТМЦ и остатки по документам. Останется лишь сверить их с фактическим наличием.
Адресное и справочное хранение можно комбинировать с другими методами оптимизации складского пространства. Например, в программном обеспечении классифицируют продукцию по специфике или группам товара, условиям их хранения, цветам и размерам.
Способы организации справочного и адресного хранения
В зависимости от особенностей работы компании, скорости товарооборота, количества наименований и других факторов подбирают один из двух вариантов.
Статическое справочное хранение
Для каждого товара выделяют определенную зону склада. Количество ячеек подбирается от максимального объема приобретаемой и реализуемой продукции. Такой способ дает несколько преимуществ:
- упрощаются логистические процессы, повышается прозрачность технологических операций на складе;
- работникам легче находить нужный товар и комплектовать заказы даже без средств автоматизации;
- простая топология склада и принципы организации хранения упрощают обучение сотрудников.
Минус — отсутствие полного контроля за остатками товаров и сроками их хранения. В большинстве случаев часть ячеек будет оставаться пустой, что не позволяет использовать всю площадь помещения с максимальной эффективностью.
Также придется постоянно проводить инвентаризацию и анализировать ассортимент, чтобы избегать покупки лишних товаров, образования дефицита или истечения сроков годности.
Этот вариант подойдет для небольших складов с ограниченным количеством наименований ТМЦ и медленным товарооборотом.
Динамическое адресное хранение
При планировании топологии помещения для хранения его площадь и стеллажи не закрепляются жестко за конкретной группой товаров. Поступившие ТМЦ распределяют по ячейкам в зависимости от их размеров и наличия пустых мест. При необходимости можно частично зонировать помещение, однако внутри таких зон четкое разделение все равно не вводится.
Такой подход дает несколько плюсов:
- Площадь склада используется максимально. Пустые места сразу заполняются по мере поступления новых грузов.
- Уменьшается время и трудозатраты на приемку и отгрузку ТМЦ.
- Упрощается анализ ассортимента и корректировка закупок, проведение инвентаризации.
Минус этого способа в том, что нужно внедрить надежное программное обеспечение и средства автоматизации для проведения складских операций. Необходимо обращаться к опытному интегратору, который может проанализировать технологические процессы, алгоритмизировать их и внедрить на объекте.
Несмотря на большие затраты при интеграции, впоследствии вложенные средства окупаются за счет снижения себестоимости операций и уменьшения потерь от списаний.
Куда обратиться
Компания «Технологии учета» предлагает собственный модуль для управления складскими запасами AS WMS, который можно интегрировать в учетные приложения на платформе 1С Предприятие. Мы предоставляем услуги по автоматизации работы складов начиная от небольших объектов для хранения товаров заканчивая крупными логистическими центрами.
Наши специалисты могут автоматизировать логистический объект «под ключ» начиная от выбора системы хранения заканчивая запуском в эксплуатацию и обучением персонала.
Александр Павлов
Генеральный директор ООО «Технологии учета», основатель компании, совмещающий в себе стратегическое мышление с техническими компетенциями и отличными лидерскими качествами.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!