Что делать организации, которая никогда не вела воинский учет?
Вопрос аудитору
Организация образована несколько лет назад, в ней работают военнообязанные. При этом в организации никогда не велся воинский учет. Сведения о приеме на работу и увольнении военнообязанных работников в военкомат не подавались. Как в этой ситуации поступить организации?
Если организация никогда не вела воинский учет, его необходимо начать вести с текущего момента. При этом организации необходимо встать на учет в военкомате или органе местного самоуправления.
Обоснуем ответ.
Все организации должны вести воинский учет (независимо от форм собственности) (п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ (далее – Закон № 53-ФЗ), пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ). Воинский учет ведется в соответствии с Положением о воинском учете, утв. постановлением Правительства России от 27.11.2006 № 719 (далее – Положение).
Если в организации не ведется воинский учет, это является нарушением. Для исправления ситуации организация должна сделать следующее.
1. Подготовить и подать в военкомат или в орган местного самоуправления по месту регистрации организации (при отсутствии военкомата) пакет документов для постановки работодателя на учет. Поскольку в настоящее время нет порядка постановки организации на воинский учет, утвержденного нормативными актами, процедура может отличаться в разных муниципальных образованиях (военкоматах). Поэтому рекомендуем обратиться в местный военкомат (ОМС) для дополнительных разъяснений.
Как правило, в пакет документов, которые необходимо представить, входят:
- копии учредительных документов организации;
- карточка учета организации по форме № 18, утв. письмом Минкультуры от 21.10.2015 № 344-01-39-ВА;
- приказ об организации воинского учета в организации и назначении военно-учетного работника;
- план работ по осуществлению воинского учета (Приложение № 17 к Методическим рекомендациям);
- должностная инструкция по ведению воинского учета (см. Должностная инструкция специалиста по воинскому учету).
После того как документы будут приняты, нужно получить в военкомате (органе местного самоуправления) справку о постановке организации на учет.
Отметим, ответственность за непостановку организации на учет в военкомате не наступает, однако без этого сдавать необходимую отчетность затруднительно, а несдача обязательной отчетности по воинскому учету может повлечь ответственность.
2. Подготовить документы для ведения воинского учета.
А именно:
- издать приказ об организации воинского учета (образец приказа приведен в Приложении № 4 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета, утв. Генштабом ВС РФ 11.07.2017) (далее – Методические рекомендации). В этом приказе указываются лица, ответственные за ведение воинского учета в организации;
- разработать план по организации воинского учета граждан (форма плана приведена в Приложении № 17 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета, утв. Генштабом ВС РФ 11.07.2017);
- создать карточку гражданина, подлежащего воинскому учету в организации, по форме № 10, которая приведена в Приложении № 22 к Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утв. приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700 (далее – Инструкция). Такую карточку нужно оформить на каждого сотрудника, который подлежит воинскому учету. Для хранения карточек работников, подлежащих воинскому учету, необходимо организовать картотеку;
- создать журнал проверок воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ. Журнал ведется по форме, приведенной в Приложении № 29 к Инструкции;
- разработать номенклатуру дел по воинскому учету, для этого можно использовать форму, приведенную в Приложении № 1 к Правилам, утв. приказом Росархива от 31.07.2023 № 77.
Приказ об организации воинского учета и план работы по организации воинского учета граждан до их утверждения руководителем организации необходимо согласовать с военкоматом. О том, как проходит согласование, рекомендуем уточнить в своем военкомате.
3. Сообщать в военкомат о приеме на работу и об увольнении военнообязанных работников по форме, приведенной в Приложении № 2 к Положению. Делать это необходимо в течение 5 календарных дней с даты приема на работу или увольнения (п. 1 ст. 4 Закона № 53-ФЗ, пп. "а" п. 32 Положения).
За несообщение указанных сведений организации грозит ответственность. Так, если такое нарушение совершено до 1 октября 2023 года, штраф для руководителя организации или для должностного лица составит от 1 000 до 5 000 рублей (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ). По нарушениям, совершенным после 1 октября 2023 года, размер штрафа составляет для должностных лиц от 40 000 до 50 000 рублей (ст. 21.4 КоАП РФ).
Отметим, что срок давности для привлечения к ответственности за нарушения в области воинского учета составляет три года со дня совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Следовательно, если сотрудники были приняты на работу или уволены более трех лет назад от текущего момента, подавать об этом сведения в военкомат сейчас не нужно.
По сотрудникам, принятым и уволенным менее трех лет назад, можно подать сведения, при этом, скорее всего, организацию привлекут к ответственности, но штраф не превысит 5 000 руб. за каждое несообщение. Отметим, что самостоятельно военкомат может выявить такое нарушение только в ходе проверки работодателя. На текущий момент порядок таких проверок не определен законодательством.
Напомним, что действующий Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (далее – Закон № 248-ФЗ) о государственном и муниципальном контроле ввел риск-ориентированный подход при проведении проверок. При этом в письме Минобороны России от 01.12.2021 № 315/2/5053 указано, что организация воинского учета в организациях входит в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации и регулируется Законом от 26.02.1997 № 31-ФЗ. При этом деятельность федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ не относится к государственному и муниципальному контролю. Таким образом, военкоматы не могут проверять работодателей в соответствии с Законом № 248-ФЗ. Иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок проверки организаций, на текущий момент нет.
4. Сдавать иную отчетность в военкомат.
Речь идет об уведомлении об изменении сведений о гражданах, состоящих на воинском учете, уведомлении о работниках, вставших и не вставших на воинский учет, и др.).
Остались вопросы или не нашли интересующую вас информацию?
|