×
Подписаться на новости
Заполните данные для подписки, пожалуйста.
Отправляя форму, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта
Оформить подписку
Загрузка...

Значимые для бухгалтера изменения в Законодательстве. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Значимые для бухгалтера изменения в Законодательстве. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Значимые для бухгалтера изменения в Законодательстве. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

21.12.2020


ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

1. Перенесена на год дата начала оснащения тахографами транспортных средств (автобусов) категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении.
Дата вступления в силу: 01.07.2021     Реквизиты НПА: Постановление Правительства РФ от 27.06.2020 № 944

По причине коронавируса Правительство России перенесло на год дату начала оснащения тахографами транспортных средств (автобусов) категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении. Новая дата – 1 июля 2021 года. Другие транспортные средства, которые используются в городском, пригородном и междугороднем сообщении (автобусы, троллейбусы, трамваи, такси и т.д.) должны быть оснащены тахографами уже сейчас. Соответствующие изменения внесены в постановление Правительства РФ от 30.03.2019 № 382.
Кроме того, определены два условия, одновременное соблюдение которых позволит не устанавливать в автобус тахограф. Это возможно, если:
  • ранее в отношении автобуса была выдана карточка допуска к осуществлению международных автоперевозок;
  • и автобус оснащен тахографом, предусмотренным Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автоперевозки (ЕСТР).
Тахограф – это устройство, фиксирующее информацию о времени и маршруте движения транспортного средства в автоматическом режиме. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, обязаны оснащать их тахографами (ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).


2. Установлен новый порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля.
    Дата вступления в силу: 01.07.2021     Реквизиты НПА: Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ

    В рамках масштабной реформы сферы контрольно-надзорной деятельности принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, устанавливающий новый порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля (далее – Закон № 248-ФЗ). Под государственным и муниципальным контролем (надзором) в Законе № 248-ФЗ понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, целью которой является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Достигается это за счет профилактики нарушений, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления нарушений, их пресечения и устранения последствий допущенных нарушений.
    Закон разграничивает полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере государственного и муниципального контроля (надзора). Кроме того, закон определяет права и обязанности контролеров и лиц, в отношении которых проводятся проверки. Цель закона – устранение недостатков действующих норм, регулирующих сферу проверок, а также снижение количества проверок бизнеса в качестве наиболее затратного способа контроля.
    Переняв некоторые положения из действующего ныне федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее – Закон № 294-ФЗ), новый закон вносит ряд нововведений, которые будут рассмотрены ниже.
    Разные контролеры не будут проверять соблюдение одних и тех же требований
    В Законе № 248-ФЗ подробно прописана процедура проведения контрольно-надзорных мероприятий. При этом устанавливается, что вмешательство контролеров в деятельность контролируемых лиц должно быть соразмерно возможным последствиям допущенных ими нарушений. Кроме того, при проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия необходимо соблюдать принцип недопустимости проверки соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля (ст. 9пп. 7 п. 8 ст. 66 Закона № 248-ФЗ).
    Все проверки зафиксируют онлайн
    Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий будут отражаться в информационной системе. Для этого будут созданы ресурсы, включая Единый реестр видов государственного и муниципального контроля (надзора); Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий; Информационную систему досудебного обжалования; Реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований; Информационные системы контрольных (надзорных) органов. Благодаря этому лица, в отношении которых проводятся проверки, смогут отследить правомерность их проведения, а также получить оперативный доступ ко всем необходимым документам и сведениям (ст. 17 Закона № 248-ФЗ).
    Реестр видов федерального государственного контроля (надзора) будет сформирован до 01.01.2022.
    Риск-ориентированный подход при проведении контрольно-надзорных мероприятий
    Такой подход будет применяться значительно шире, чем сегодня. Он предполагает, что выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объем, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, если контролируемое лицо нарушит обязательные требования. Соответственно, чем выше такой риск, тем чаще и тщательнее будут проверять (ст. 23 Закона № 248-ФЗ).
    Оценивать эффективность контролирующего органа по количеству проверок запретили
    В Законе № 248-ФЗ содержится прямой запрет на оценку результативности и эффективности деятельности контрольного (надзорного) органа в зависимости от количества:
    • проведенных контрольных мероприятий;
    • выявленных нарушений;
    • лиц, привлеченных к ответственности и т.д.
    Это должно способствовать избавлению от так называемой палочной системы, то есть привести к сокращению проверок и наложенных штрафов (п. 7 ст. 30 Закона № 248-ФЗ).
    Определены способы сокращения количества проверок
    Закон № 248-ФЗ предусматривает механизмы, применение которых может существенно сократить количество проверок организаций и предпринимателей.
    Например, организация может быть освобождена от проведения плановых проверок при заключении договора страхования рисков причинения вреда (ущерба) (п. 9 ст. 25 Закона № 248-ФЗ). Похожее правило предлагается применять и к членам саморегулируемых организаций, в отношении которых саморегулируемая организация проводит контроль (п. 1 ст. 55 Закона № 248-ФЗ).
    Предусмотрен также такой способ освобождения от проверок, как признание результатов независимой оценки соблюдения обязательных требований. Законом может быть установлен порядок, при котором организация проходит оценку соблюдения требований закона в независимой аккредитованной организации, а контролирующий орган принимает результаты такой оценки и не проводит дополнительные проверки в случае успешных результатов процедуры оценки (ст. 54 Закона № 248-ФЗ).
    Введены новые формы контроля и надзора
    Наряду с мероприятиями, применяемыми сегодня, закон предусматривает новые способы контроля:
    • выездное обследование (визуальное обследование по месту нахождения (ведения деятельности) организации, гражданина, объекта контроля путем осмотра общедоступных производственных объектов без уведомления контролируемого лица);
    • мониторинговую закупку (закупка товара или заказ работ/услуг для направления на испытание, экспертизу, исследование для проверки соответствия требованиям к безопасности и (или) качеству);
    • выборочный контроль (отбор образцов продукции (товаров) по месту их хранения и (или) реализации с целью подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству);
    • инспекционный визит (визит должностного лица контролирующего органа по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, в ходе которого осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов).
    При этом предполагается, что новые виды контроля потребуют меньшего количества издержек со стороны контролируемых лиц, а также помогут сократить время взаимодействия с контролерами или вовсе избежать контактов. Кроме того, инспекционный визит и выездную проверку можно будет проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи (ст. 56 Закона № 248-ФЗ).
    Проверки станут короче
    Срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней (п. 7 ст. 72п. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ). По действующим сегодня правилам, закрепленным в п. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ, проверка может длиться до 20 рабочих дней.
    Мониторинг вместо плановых проверок
    В качестве одного из способов снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий Закон № 248-ФЗ предлагает мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом. Он может проводиться при помощи дистанционных технических средств, работающих в автоматическом режиме. Такие устройства будут осуществлять фото- и киносъемку, видеозапись, собирать другую информацию для контролирующего органа. А лицо, находящееся под таким мониторингом, будет освобождено от плановых проверок соблюдения требований, контроль которых осуществляется при проведении мониторинга (ст. 96 Закона № 248-ФЗ).
    Выездная проверка должна проводиться только в исключительных случаях
    Закон № 248-ФЗ предполагает, что выездная проверка может проводиться, только если у контролера нет возможности:
    • удостовериться в полноте и достоверности имеющихся сведений, содержащихся в документах и (или) в  объяснениях, полученных от контролируемого лица;
    • оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в части 2 настоящей статьи место совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий (п. 3 ст. 73 Закона № 248-ФЗ).
    Права контролируемых лиц будут защищены лучше
    Отдельная глава Закона № 248-ФЗ посвящена обеспечению защиты прав лиц, в отношении которых проводятся контрольные (надзорные) мероприятия. В частности, закон определяет порядок возмещения вреда, если он был причинен в ходе контрольного мероприятия, порядок досудебного обжалования решений и действий контролирующих органов. В законе закреплена возможность признания решения, принятого по результатам любого контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением (сейчас согласно ст. 20 закона № 294-ФЗ это возможно только в отношении результатов одного мероприятия – проверки). Результаты контрольного (надзорного) мероприятия в этом случае признаются недействительными, а их повторное проведение возможно только по согласованию с прокуратурой (Глава 89ст. 91 Закона № 248-ФЗ).
    Вступление в силу и переходные положения
    Закон № 248-ФЗ вступает в силу с 1 июля 2021 года (за исключением некоторых положений). Положения о видах регионального государственного контроля (надзора) и видах муниципального контроля на основе этого закона должны быть приняты не позднее 1 января 2022 года. До их утверждения будут применяться соответствующие положения, принятые по правилам, утвержденным Законом № 294-ФЗ.
    В первой половине 2021 года мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований закона будут проводиться по утвержденной ранее программе профилактики на 2021 год. В период с 1 июля по 31 декабря 2021 года профилактические мероприятия будут проводиться по правилам Закона № 248-ФЗ без утверждения программы профилактики.
    Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, будут проводиться по плану, утвержденному в соответствии с Законом № 294-ФЗ. Организация, проведение и оформление результатов проверок, не завершенных на 1 июля 2021 года, будут осуществляться по правилам, действовавшим на дату начала этих проверок.


    3. Закреплена возможность выдавать документы на охрану интеллектуальной собственности в электронном виде.
      Дата вступления в силу: 17.01.2021     Реквизиты НПА: Федеральный закон от 20.07.2020 № 217-ФЗ

      Изменения в 4-ю часть ГК РФ, которые вносятся Федеральным законом от 20.07.2020 № 217-ФЗ (далее – Закон № 217-ФЗ), связаны с развитием цифровых технологий и электронного документооборота. Так, большая часть документов на охрану интеллектуальной собственности будет выдаваться в электронном виде. К таким документам относятся:
      • свидетельство о государственной регистрации программы ЭВМ или базы данных (абз. 1 п. 3 ст. 1262 ГК РФ);
      • патенты на изобретение (за исключением патента на секретное изобретение), полезную модель, промышленный образец (абз. 2 п. 1 ст. 1393 ГК РФ);
      • свидетельство о государственной регистрации топологии интегральной микросхемы (абз. 1 п. 5 ст. 1452 ГК РФ);
      • свидетельство на товарный знак (в т.ч. на общеизвестный товарный знак) (п. 1 ст. 1504, абз. 1 п. 3 ст. 1509 ГК РФ);
      • свидетельство об исключительном праве на географическое указание или наименование места происхождения товара (п. 1 ст. 1530 ГК РФ).
      При этом заявитель может получить перечисленные документы на бумажном носителе. Заметим, что их юридическая сила не зависит от того, в какой форме они получены.
      Кроме того, установлена возможность при подаче заявки на патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец, а также на товарный знак представить вместе с другими документами (описанием, чертежами, изображениями) трехмерную модель изобретения, полезной модели, промышленного образца или товарного знака. Трехмерная модель представляется в электронной форме по желанию заявителя. В дальнейшем при экспертизе объектов интеллектуальной собственности планируется использовать алгоритмы распознавания и сопоставления представленных трехмерных моделей с имеющимися в государственных реестрах с целью поиска схожих объектов.
      Указанные изменения вступят в силу с 17.01.2021, т.е. через 180 дней после опубликования Закона № 217-ФЗ.


      4. Утверждены новые правила заполнения путевых листов.
      Справочно: правила применяются до 01.01.2027.
        Дата вступления в силу: 01.01.2021     Реквизиты НПА: Приказ Минтранса от 11.09.2020 № 368

        Приказом от 11.09.2020 № 368 (далее – приказ № 368) Минтранс России утвердил новые правила заполнения путевых листов. Они вступят в силу с 1 января 2021 года и будут применяться до 1 января 2027 года. Действующие сейчас правила, утв. приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (далее – приказ № 152), утратят силу с 1 января 2021 года. Разберемся, какие требования будут предъявляться к путевым листам с нового года.
        В путевой лист добавили новый обязательный реквизит
        В путевой лист нужно будет включать новый обязательный реквизит – "Сведения о перевозке". В этом реквизите будет информация о виде сообщения согласно ст. 4 Закона № 259-ФЗ (городское, пригородное, междугородное, международное) и о виде перевозки согласно ст. 5 Закона № 259-ФЗ (регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси). Сейчас такую информацию указывать в путевом листе не нужно.
        Путевые листы придется заполнять вне зависимости от наличия пассажиров
        По действующим правилам путевой лист на транспортное средство заполняется при эксплуатации транспортного средства только при условии, что на нем перевозятся грузы, пассажиры или багаж (п. 9 приказа № 152). По новым правилам путевой лист придется заполнять на любое транспортное средство, которое используется организацией или предпринимателем (п. 8 приказа № 368). Таким образом, путевой лист понадобится, даже если в транспортном средстве один водитель, а груза и пассажиров нет.
        Несмотря на это новшество, пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ по-прежнему запрещает перевозки без путевого листа только транспорту, перевозящему грузы или пассажиров. Таким образом, между новыми правилами и законом есть противоречие. Вероятно, оно будет устранено в будущем.
        Показания одометра нужно будет включать в путевой лист чаще
        Действующий порядок предусматривает необходимость фиксировать показания одометра только при выезде с парковки (пп. 3 п. 6 приказа № 152). С 1 января 2021 года показания одометра нужно фиксировать как при выезде, так и при заезде на парковку (пп. 3 п. 4 приказа № 368).
        Сведения о транспортном средстве станут более полными
        По действующим правилам в реквизите путевого листа "Сведения о транспортном средстве" нужно указывать только тип и модель транспортного средства (пп. 1 п. 6 приказа № 152). По новым правилам придется указать еще и марку транспортного средства (пп. 1 п. 4 приказа № 368).
        Разрешение о выпуске автомобиля на линию будут фиксировать в путевом листе
        По новым правилам после предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства в путевом листе необходимо сделать отметку "выпуск на линию разрешен" (п. 16 приказа № 368). Сейчас такой обязанности в правилах нет.
        Журнал путевых листов можно будет вести онлайн
        Текущие правила не регламентируют порядок ведения журнала учета путевых листов в электронной форме. По новым правилам журнал можно будет вести как на бумаге, так и в электронной форме. Страницы бумажного журнала должны быть пронумерованы и прошнурованы. Электронный журнал нужно будет заверять усиленной квалифицированной электронной подписью, а также обеспечить возможность его печати при необходимости (п. 17, 18 приказа № 368).


        5. Федеральная антимонопольная служба России наделена правом проводить проверки организаций и предпринимателей в части соблюдения ими законодательства о рекламе.
          Дата вступления в силу: 01.01.2021     Реквизиты НПА: Постановление Правительства РФ от 16.11.2020 № 1838

          Правительство России утвердило новое положение о государственном контроле в сфере рекламы, которое с 01.01.2021 заменит действующее постановление Правительства РФ от 20.12.2012 № 1346. Новое положение мало отличается от прежнего. Оно наделяет  Федеральную антимонопольную службу России правом проводить проверки организаций и предпринимателей в части соблюдения ими законодательства о рекламе.
          Право проводить внеплановые выездные и документарные проверки было у ФАС и раньше, однако теперь она сможет также проводить по своей инициативе (т. е. без заявления о нарушении) профилактический мониторинг размещенной рекламы на предмет нарушений. Порядок проведения профилактических мероприятий, скорее всего, будет прописан в соответствующих регламентах ФАС.


          6. Утверждены новые правила оказания услуг общественного питания.
            Дата вступления в силу: 01.01.2021     Реквизиты НПА: Постановление Правительства РФ от 21.09.2020 № 1515

            Правительство России утвердило новые правила оказания услуг общественного питания, которые начнут действовать с 1 января 2021 года. В целом новые правила во многом повторяют ранее действующие правила, утв. постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036. Однако в них есть и нововведения.
            1. До потребителей больше не нужно будет доводить информацию о пищевых биологически активных добавках, компонентах с ГМО, примененных при изготовлении блюда, а также информацию о нормативных документах, определяющих обязательные требования к продуктам питания и услугам (ГОСТы, технические условия и т.д.).
            2. В договор (заказ) запрещено включать дополнительную плату (платежи, комиссии, доплаты, чаевые и т.д.), которая изначально не была включена в стоимость продукции (или услуги), указанную в меню (прейскуранте). А потребитель вправе отказаться от оплаты таких дополнительных услуг. При этом если они уже оплачены, он вправе потребовать возврата денег.
            1. 3. Уточнили, какой документ выдавать потребителю при расчете. Если раньше правила позволяли выдать потребителю кассовый чек, счет или иной документ, то сейчас можно выдать только кассовый чек или БСО. Причем передать документ можно как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Эти правила вызваны изменениями в Законе № 54-ФЗ о контрольно-кассовой технике.
            Ныне действующие правила торговли в общепите утратят силу с 01.01.2021.


            7. Определен статус криптовалюты и правила ее обращения.
            Дата вступления в силу: 01.01.2021     Реквизиты НПА: Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ

            Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ (далее – Закон № 259-ФЗ) призван урегулировать новую область российского законодательства – обращение криптовалюты.
            Во-первых, этот закон закрепит в российском законодательстве понятия, связанные с цифровыми финансовыми активами. Во-вторых, определит правила привлечения российскими организациями и ИП инвестиций путем выпуска токенов (т.е. цифровых прав).
            Понятие "цифровые права" было ранее внесено в ГК РФ Федеральным законом от 18.03.2019 № 34-ФЗ. Подробнее об этом см. новость. Закон № 259-ФЗ не распространяется на обращение безналичных и электронных денежных средств, а также на выпуск, учет и обращение бездокументарных ценных бумаг. Закон № 259-ФЗ вступает в силу (за некоторыми исключениями) с 01.01.2021.
            Что такое цифровой финансовый актив и цифровая валюта?
            Закон № 259-ФЗ предусматривает ряд определений.
            Так, цифровой финансовый актив (далее – ЦФА) – это цифровые права, включающие:
            • денежные требования;
            • возможность осуществлять права по эмиссионным ценным бумагам;
            • право участия в капитале непубличного акционерного общества;
            • право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске ЦФА.
            Понятие цифрового права дано в статье 141.1 ГК РФ.
            Цифровые права – это обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются правилами информационной системы (подробнее см. новость). Закон дает очень громоздкое определение цифровой валюты, определяя это понятие через ряд признаков.
            Так, цифровая валюта – это:
            • совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения) в ИС;
            • может быть средством платежа (или инвестициями), но не является денежной единицей РФ или иностранного государства, а также международной денежной или расчетной единицей;
            • нет лица, обязанного перед каждым обладателем цифровой валюты, за исключением операторов или узлов информационной системы.
            В качестве примера цифровой валюты можно привести биткоин.
            Криптовалюта прямо не признана объектом гражданских прав, но в ряде случаев считается имуществом, например, при применении (ст. 19, 21-22 Закона № 259-ФЗ):
            Получается, что в рамках перечисленных законов на криптовалюту можно наложить взыскание.
            Кто и как может выпускать цифровые финансовые активы?
            ЦФА фиксируются в информационной системе, специально предназначенной для их выпуска.
            Под информационной системой (далее – ИС) понимается совокупность информации, содержащейся в базах данных, а также информационные технологии и технические средства, обеспечивающие ее обработку (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ п. 9 ст. 1 Закона № 259-ФЗ).
            Внести в специализированную ИС запись о выпуске ЦФА могут (п. 3 ст. 2 Закона № 259-ФЗ):
            • индивидуальные предприниматели;
            • коммерческие и некоммерческие организации.
            Права, удостоверенные ЦФА, возникают у их первого обладателя с момента внесения записи в ИС. Решение о выпуске ЦФА составляется в электронной форме и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью ИП или руководителя организации, выпускающих ЦФА (п. 2 ст. 3 Закона № 259-ФЗ).
            Решение о выпуске ЦФА размещается в интернете на сайте лица, выпускающего ЦФА, и на сайте оператора ИС, в которой они размещаются. При этом решение находится в открытом доступе вплоть до полного исполнения обязательств лица, выпустившего ЦФА (п. 7 ст. 3 Закона № 259-ФЗ).
            Решение о выпуске ЦФА, адресованное неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой. Статья 3 Закона № 259-ФЗ предусматривает перечень обязательных условий, которые должны быть в решении.
            А именно:
            • сведения о лице, выпускающем ЦФА;
            • сведения об операторе информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА;
            • вид и объем прав, удостоверяемых выпускаемыми ЦФА, либо указание на то, что выпускаемые ЦФА удостоверяют несколько видов прав;
            • количество выпускаемых ЦФА и (или) указание предельной суммы денежных средств, которые необходимо передать в оплату выпускаемых ЦФА;
            • условия, при наступлении которых выпуск ЦФА признается состоявшимся (завершенным);
            • цену приобретения ЦФА или порядок ее определения;
            • дату начала размещения выпускаемых ЦФА путем заключения договоров об их приобретении и проч.
            Каковы правила обращения цифровых финансовых активов?
            Закон № 259-ФЗ прямо не устанавливает каких-либо ограничений на проведение сделок с ЦФА. Однако предусматривает, что ряд таких сделок может быть проведен только через оператора обмена ЦФА.
            К таким сделкам (помимо сделок по купле-продаже ЦФА) относятся (п. 1 ст. 10 Закона № 259-ФЗ):
            • сделки по обмену одного вида ЦФА на ЦФА другого вида;
            • сделки по обмену ЦФА на цифровые права;
            • сделки с ЦФА, выпущенные в ИС, которые организованы согласно иностранному законодательству;
            • сделки с цифровыми правами, включающими одновременно финансовые активы и иные цифровые права.
            Оператором обмена ЦФА могут быть:
            • кредитные организации;
            • организаторы торговли;
            • иные организации, соответствующие требованиям Закона № 259-ФЗ.
            При этом операторы обмена ЦФА включаются ЦБ РФ в специальный реестр операторов. Права, удостоверенные ЦФА, переходят к новому приобретателю с момента внесения в ИС записи о совершении такого перехода (п. 5 ст. 4 Закона № 259-ФЗ).
            Каковы условия оборота цифровой валюты?
            Под обращением цифровой валюты в РФ понимаются сделки и (или) операции, влекущие переход цифровой валюты от одного обладателя к другому (ст. 14 Закона № 259-ФЗ).
            Закон № 259-ФЗ запрещает принимать цифровую валюту в оплату за товары (работы, услуги):
            • российским организациям;
            • филиалам, представительствам и иным обособленным подразделениям международных и иностранных организаций, созданных на территории РФ;
            • физлицам, фактически находящимся в РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
            Иные сделки с цифровой валютой не запрещены. Так, криптовалюту можно продать, обменять или подарить. Кроме того, в РФ запрещается реклама цифровой валюты в качестве оплаты за товары (работы, услуги).


            8. Изменили правила списания льготных кредитов, выдаваемых по ставке 2 процента.
            Дата вступления в силу: 02.12.2020     Реквизиты НПА: Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1976

            С 1 июня по 1 ноября 2020 года для бизнеса действовала программа выдачи льготных кредитов по ставке не более двух процентов, которые государство спишет при выполнении определенных условий (см. комментарий). Некоторые условия Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 № 696 (далее – Правила), были сформулированы не вполне четко, что вызвало обоснованные опасения предпринимателей в части возможности соблюдения этих требований. Видимо, не имея возможности сформулировать требования яснее, государство решило пойти по другому пути – оно их изменило. А также изменило и некоторые условия выдачи кредитов. Об этих изменениях расскажем в нашем комментарии.
            Условия выдачи кредитов
            Ранее кредиты выдавались на возобновление деятельности. Одно из главных новшеств – исключение из понятия "возобновление деятельности" указания на документальное подтверждение расходов. Таким образом, из Правил исключено упоминание о том, что заемщики должны документально подтверждать расходы, которые они понесли за счет кредита.
            Требования к заемщикам уточнили, но принципиального значения это уточнение не имеет, то есть не изменит состав заемщиков.
            Напомним, что к заемщикам относятся:
            В прежней редакции Правил было требование о включении в реестр и о ведении определенной деятельности на дату обращения заемщика за кредитом. В новом пп. "а" п. 9 Правил требование о включении в соответствующие реестры на дату обращения для НКО убрали совсем. А вот по деятельности появилась дата занятости в этих видах – 1 марта 2020 года. Как уже было отмечено выше, такое уточнение не имеет значения, потому что при определении категории заемщиков их вид деятельности и так определялся по ЕГЮЛ (ЕГРИП) на 1 марта 2020 года (п. 10 Правил). Причем для малых и микропредприятий он мог быть как основным, так и дополнительным, а для остальных – только основным.
            При этом в новой редакции Правил появился пункт 10.1, согласно которому указанные выше условия о включении в реестр и ведении деятельности должны соблюдать заемщики, которые были реорганизованы по решению Правительства РФ или органа исполнительной власти региона. Причем для них установлена другая дата проверки соответствия – дата завершения реорганизации (то есть дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности организации).
            Размер кредита
            Правила расчета максимальной суммы кредита и выдачи изменились, но эти изменения вряд ли имеют существенное значение, поскольку сроки подачи заявок на кредиты и их выплаты прошли.
            В прежней редакции максимальная сумма кредита рассчитывалась как произведение:
            • расчетного размера оплаты труда (МРОТ + районные коэффициенты + процентные надбавки + страховые взносы в размере 30 %);
            • численности работников (по данным информационного сервиса ФНС России на 01.06.2020);
            • базового периода по договору (с даты заключения договора до 01.12.2020).
            В новой редакции п. 24 Правил количество полных месяцев, исходя из которого рассчитывается максимальная сумма кредита, изменили:
            • если заемщик обратился за кредитом до 25 июня 2020 года, максимальный размер кредита считается с учетом базового периода, составляющего 6 месяцев;
            • если заемщик подал заявление на кредит после 25 июня 2020 года, то максимальная сумма кредита определяется исходя из количества месяцев с учетом следующего:
            а) при обращении до 15-го числа месяца – с 1-го числа этого месяца, но не более 6 месяцев;
            б) при обращении после 15-го числа месяца – с 1-го числа следующего месяца, но не более 6 месяцев.
            Кроме того, для заемщиков, которые обратились за кредитом до 25 июня 2020 года, численность работников для определения максимальной суммы кредита можно считать по данным СЗВ-М за апрель 2020 года.
            По нашему мнению, эти изменения на размер полученного ранее кредита повлиять уже не могут.
            Также не имеет значения еще одно новшество – отмена пп. "ж" п. 9 Правил, который предписывал выдачу кредита не разово, а ежемесячно. Но если заемщик получил еще не все средства от банка по кредиту, он может попросить их остаток целиком, если иные условия не установлены условиями договора.
            Новые правила списания задолженности
            Условия, при которых кредит не нужно возвращать, изменили, сделав их простыми и понятными.
            Напомним, что у льготного кредита всего два периода:
            • базовый – до 1 декабря 2020 года;
            • наблюдения – до 1 апреля 2021 года.
            Если по истечении базового периода выполняются условия, то кредит переходит в период наблюдения. Если условия соблюдаются в период наблюдения, то задолженность списывается не позднее 1 апреля 2021 года.
            При невыполнении условий по итогам базового периода или периода наблюдения кредит переводится на период погашения. Это означает, что кредит придется отдать равными платежами в течение трех ближайших месяцев. При этом на базовый период и период наблюдения ставка составит 2 %, а на три месяца погашения кредита будет действовать обычная ставка банка (она устанавливается в кредитном договоре с банком, и ее размер не регулируется государством).
            Условия, которые необходимо соблюдать в течение базового периода (завершился 1 декабря 2020 года), почти не изменились (поскольку изначально были простыми).
            Чтобы по окончании базового периода перейти в следующий льготный период, необходимо сохранить численность работников на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25 ноября 2020 г. (п. 11 Правил):
            • для тех, кто подал заявление на кредит после 25 июня – 80 % и более от численности, учтенной при расчете максимального размера кредита;
            • для тех, кто подал заявление на кредит до 25 июня:
            1. 80 % и более от численности по данным СЗВ-М за май 2020 г. (если численность в СЗВ-М за май 2020 года была меньше 80 % численности, определенной при расчете максимального размера кредита);
            2. 80 % и более от численности, определенной при расчете максимального размера кредита (если численность в СЗВ-М за май 2020 года была больше 80 % численности, определенной при расчете максимального размера кредита).
            Прежняя формулировка требовала сохранения не менее 80 % от численности по состоянию на 1 июня 2020 года.
            Также осталось условие о том, что по состоянию на 25 ноября 2020 года организация должна быть действующей (не введена процедура банкротства), ИП также не должен прекращать деятельность.
            По итогам периода наблюдения необходимо соблюдать аналогичные условия о численности в течение всего периода наблюдения на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25 марта 2021 года (п. 12 Правил).
            В прежней редакции речь шла о сохранении 80 % от численности на 1 июня 2020 года. Требование о продолжении работы и требование об отсутствии процедуры банкротства для списания задолженности остались. Но отменили пп. "в" п. 12 Правил, который требовал, чтобы средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику, была не меньше МРОТ. Именно это условие вызывало основные вопросы у заемщиков, поэтому его отмена – самое главное положительное изменение.
            Однако совсем без требований в части зарплаты не обошлось. Новый пункт 12.1 Правил требует, чтобы в течение периода наблюдения заемщик платил зарплату сотрудникам в соответствии с трудовым законодательством. Это существенно облегчает задачу, поскольку главное требование ст. 133 ТК РФ – это выплата зарплаты за полностью отработанный месяц в размере не меньше МРОТ. Значит, каждый, кто работает на неполную ставку, был в отпуске, командировке или на больничном, может получить меньше МРОТ, и это не нарушение условий кредита. Однако тут есть подводные камни. Например, если в регионе установлена региональная зарплата, необходимо платить не меньше этого размера (подробнее см. здесь). Камнем преткновения при доведении до МРОТ может стать ночнаясверхурочная работа, работа в праздники и даже совмещение.
            Во избежание споров и отказа в списании кредита рекомендуем все эти доплаты производить сверх МРОТ.
            Подтверждать выполнение всех установленных условий будут банки на основании данных, размещенных в информационном сервисе ФНС России (п. 24 Правил). Такие данные размещаются не реже одного раза в месяц на основании представленных в ПФР форм СЗВ-М.
            Уточнение данных по численности
            25 декабря 2020 года и 15 апреля 2021 года ФНС России должна разместить на своем сервисе уточненные сведения о численности (соответственно, на базовый период и период наблюдения).
            На основании этих уточненных данных банки могут (п. 13.1 Правил):
            • заставить гасить проценты и кредит после базового периода, если ошибочно перевели его на период наблюдения, и наоборот: если при соблюдении условий, потребовали погасить кредит, вернуть его на льготный период наблюдения;
            • могут списать задолженность, если ошибочно посчитали условия по итогам периода наблюдения невыполненными и потребовали погашения кредита и процентов. Либо заставить платить проценты и возвращать кредит, если ошибочно списали задолженность.
            Соответствующие сообщения банки пришлют заемщикам в течение двух рабочих дней.


            9. Определен порядок проведения плановых проверок органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля в 2021 году. В него не включены организации и предприниматели, которые отнесены к малым предприятиям и включены в реестр малого и среднего предпринимательства (за некоторым исключением).
            Дата вступления в силу: 30.11.2020     Реквизиты НПА: Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969

            Плановые проверки проводят органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля на основании ежегодных планов. План необходимо согласовать с органами прокуратуры. Сводный план проверок размещается на сайте Генпрокуратуры (п. 6 ст. 2, ч. 3, 6, 6.1, 7 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ). В связи с эпидемией коронавируса в 2020 году практически все плановые проверки отменены.
            Что касается плана проверок на 2021 год, в него не попадут организации и предприниматели, которые отнесены к малым предприятиям и включены в реестр малого и среднего предпринимательства. Исключение составляют (п. 7, 8 постановления Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969):
            • плановые проверки лиц, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых:
            1. отнесены к категориям высокого и чрезвычайно высокого риска
            2. либо отнесены к I, II классам (категориям) опасности,
            3. к I, II и III классу опасности опасных производственных объектов,
            4. к I, II и III классу гидротехнических сооружений,
            5. а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).
            • плановые проверки лиц, осуществляющих деятельность по перечню, установленному постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 (в том числе деятельность в сфере здравоохранения, образования, социальной сфере, электроэнергетики)
            • плановые проверки субъектов малого предпринимательства, если в отношении таковых:
            1. вступило в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения или административного наказания в виде дисквалификации, или административного приостановления деятельности
            2. либо принято решение о приостановлении действия лицензии и (или) аннулировании лицензии.
            При этом с даты окончания проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, должно пройти менее трех лет.
            • плановые проверки при осуществлении лицензионного контроля
            • плановые проверки малого предприятия, проводимые в рамках:
            1. федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности
            2. федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны
            3. внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности"
            4. федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.
            Прокуратура должна исключить запрещенные проверки малого бизнеса из сводного плана на 2021 год. Утвержденные ежегодные планы должны быть приведены в соответствие с требованиями не позднее 15 декабря 2020 года (п. 9 постановления № 1969).
            Для проверок, оставшихся в плане на 2021 год, установлены некоторые особенности в связи с тем, что с 01.07.2021 вступит в силу новый порядок их проведения.
            Если плановая проверка (по видам государственного (муниципального) контроля, регулируемым законом № 248-ФЗ) начинается после 30.06.2021, ее срок не может превышать 10 рабочих дней с учетом сроков, установленных ч. 7 ст. 72, ч. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ. В частности, при проведении документарной проверки в 10-дневный срок не включается время, которое потребовалось для предоставления истребованных документов или пояснений (п. 4 постановления № 1969).
            Выездная проверка, запланированная после 01.07.2021, может быть заменена инспекционным визитом. Решение принимается не позднее чем за 20 рабочих дней до ее начала. Об этом организацию (предпринимателя) должны уведомить в течение 10 рабочих дней после принятия такого решения (п. 2, 3 постановления № 1969). Напомним, инспекционный визит – новый способ контроля, который предполагает визит контролера по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ИП), в ходе которого осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов. В отличие от выездной проверки срок инспекционного визита составляет не более одного рабочего дня (ст. 70 Закона № 248-ФЗ).
            Проверки в 2021 году можно проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи (п. 1 постановления № 1969).


            10. Изменены формы регистрации организации и предпринимателей в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
            Дата вступления в силу: 25.11.2020     Реквизиты НПА: Приказ ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@

            ФНС России выпустила приказ, который обновляет формы документов, предоставляемых при регистрации организаций, ИП, КФХ. 
            В целом новые формы будут отражать изменения законодательства, произошедшие за последние несколько лет.
            К примеру, в форме № Р11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании" можно будет отметить, что организация действует на основании типового устава, указать его номер. В настоящее время такой возможности нет. Напомним, типовые уставы утверждены приказом Минэкономразвития России от 01.08.2018 № 411.
            Кроме того, в новом заявлении указываются не только данные физлица (как сейчас), но и данные юридического лица (ОГРН, ИНН), которое может действовать без доверенности от имени организации. Соответствующие поправки с 01.09.2020 внесены в пп. "л" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
            Также предусматривается возможность заявить об ограничении доступа к сведениям ЕГРЮЛ о держателе реестра акционеров общества, об учредителе, о лице, имеющем право действовать от имени организации без доверенности.
            В обновленной форме "Заявление (уведомление) о ликвидации юридического лица" (№ Р15016) также нужно будет подтвердить, что произведены все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством для увольняемых в связи с ликвидацией организации работников. Такая обязанность введена с 13.08.2020.
            Приказом вводятся следующие формы, а также порядок их заполнения.
            1. Для организаций:
            • форма № Р11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании";
            • форма № Р12003 "Уведомление о начале процедуры реорганизации";
            • форма № Р12016 "Заявление о государственной регистрации в связи с завершением реорганизации юридического лица (юридических лиц)";
            • форма № Р13014 "Заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц";
            • форма № Р15016 "Заявление (уведомление) о ликвидации юридического лица";
            • форма № Р16002 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении унитарного предприятия, государственного  или муниципального учреждения";
            • форма № Р18002 "Заявление (уведомление) о государственной регистрации международной компании, международного фонда".
            2. Для предпринимателей:
            • форма № Р21001 "Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя";
            • форма № Р24001 "Заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей";
            • форма № Р26001 "Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя".
            3. Для крестьянских (фермерских) хозяйств:
            • форма № Р24002 "Заявление о внесении изменений в сведения о крестьянском (фермерском) хозяйстве, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей";
            • форма № Р26002 "Заявление о государственной регистрации прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства".
            Приказ вступает в силу с 25 ноября 2020 года. После вступления в силу нового приказа формы, утвержденные приказом ФНС России , отменяются.


            11. Зарегистрировать организацию и предпринимателя в налоговой инспекции можно через мобильное приложение ФНС России.
            Дата вступления в силу: 25.11.2020     Реквизиты НПА: Приказ ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@

            25 ноября 2020 г. вступили в силу новые правила направления электронных документов для регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденные приказом ФНС России от 12.10.2020 № ЕД-7-14/743@. При этом приказ ФНС России от 12.08.2011 № ЯК-7-6/489@, определявший эти правила ранее, утратил силу с той же даты.
            Письмом утвержден перечень документов, которые необходимы для регистрации ЮЛ и ИП, а также которые выдаются после регистрации. Электронные документы для регистрации должны быть в формате ods, xls (xlsx), tif, pdf. Отсканированные бумажные документы могут быть в формате tif или pdf. Электронные документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, нотариуса или работника МФЦ (в зависимости от способа подачи документов).
            Кроме того, утверждены способы направления документов для регистрации в налоговые органы в электронной форме. По новым правилам заявитель может подать документы через:
            • сервис на сайте ФНС России или мобильное приложение ФНС России;
            • Единый портал государственных и муниципальных услуг (Госуслуги);
            • МФЦ – в этом случае документы передаются в ФНС через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) сотрудниками МФЦ.
            До 25 ноября 2020 г. подать электронные документы на регистрацию можно было только через сайт ФНС или Госуслуги.
            Документы о регистрации, об отказе в регистрации, расписку о получении документов налоговым органом и другие документы можно получить:
            • по адресу электронной почты, указанному заявителем при подаче электронных документов;
            • по адресу электронной почты организации или ИП, указанному в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
            • по адресу электронной почты, указанному нотариусом при направлении документов на регистрацию через сервис ФНС России или с использованием СМЭВ;
            • через СМЭВ – когда документы на регистрацию были поданы через МФЦ.


            12. Внесены изменения в правила маркировки парфюмерии и фототоваров.
            Дата вступления в силу: 19.11.2020     Реквизиты НПА: Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 № 1795

            Правительство РФ внесло изменения в правила маркировки парфюмерии и фототоваров (постановление от 07.11.2020 № 1795). 
            Ввод в оборот, оборот и вывод из оборота немаркированной парфюмерной продукции в общем случае допускался до 01.10.2020. Однако имеющиеся на 01.10.2020 остатки такой продукции разрешалось реализовывать без маркировки до 30 сентября 2021 г. включительно.
            Если указанные остатки так и не будут реализованы до 30 сентября 2021 г., то по новым правилам эту продукцию нужно промаркировать до 31.10.2021. Также обязательно потребуется зарегистрировать продукцию в системе мониторинга и внести сведения о маркировке до 01.12.2021. При этом при регистрации такой продукции в системе мониторинга с 01.10.2021 по 31.10.2021 можно не вносить в систему мониторинга сведения:
            • о стране производства;
            • тип парфюмерной продукции;
            • заявленный объем;
            • тип упаковки, материал упаковки;
            • номер технического регламента;
            • фотоизображение парфюмерной продукции.
            В добровольном порядке указанную продукцию можно промаркировать до 01.10.2021.
            Кроме того, разрешено до 01.04.2021 без маркировки ввозить в РФ и реализовывать импортные комплекты товаров (наборы товаров), в состав которых входит парфюмерия. Вносить о них сведения в систему мониторинга до указанной даты не требуется.
            Импортные комплекты (наборы) товаров, в состав которых входят фототовары, также разрешено до 01.04.2021 ввозить и продавать без маркировки (не вносить сведения в систему маркировки), при этом уточнены определения "комплект фототоваров", "набор фототоваров".


            13. Продлены сроки переноса платежей по налогам и страховым взносам для субъектов малого и среднего предпринимательства.
            Дата вступления в силу: 13.11.2020     Реквизиты НПА: Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 № 1791

            Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 (далее – Постановление № 409) для субъектов малого и среднего предпринимательства, ведущих деятельность в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях, а также для некоторых социально ориентированных НКО введены налоговые каникулы. Их суть заключается в переносе платежей по налогам и страховым взносам, сроки уплаты которых приходятся на март - июль 2020 г., на более поздний срок (от трех до шести месяцев). Причем после окончания отсрочки задолженность перед бюджетом можно погасить не единовременно, а в течение 12 следующих месяцев (равными платежами).
            Большинство продленных сроков уплаты истекает в октябре - декабре 2020 г. Следовательно, например, если новый срок уплаты суммы налога или страховых взносов приходится на октябрь 2020 г., то до конца ноября 2020 г. необходимо уплатить 1/12 этой суммы. При этом 1/12 авансового платежа по налогу на прибыль за март 2020 г. нужно было уплатить до конца октября 2020 г.
            Однако финансовое положение многих субъектов МСП остается сложным. Поэтому принято решение продлить для некоторых из них период отсрочки по отдельным платежам еще на три месяца. В Постановление № 409 внесены соответствующие изменения (см. постановление Правительства РФ от 07.11.2020 № 1791, далее – Постановление № 1791).
            Виды деятельности, на которые распространяется дополнительная отсрочка
            Налоговые каникулы, введенные в апреле 2020 г., распространяются на субъекты МСП, занимающиеся видами деятельности, которые указаны в постановлении Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее – Постановление № 434).
            Однако дополнительная отсрочка будет предоставлена меньшему количеству субъектов МСП. Перечислим виды экономической деятельности и соответствующие им коды ОКВЭД, на которые эта отсрочка распространяется. Они приведены в новом приложении к Постановлению № 409.
            Наименование вида экономической деятельностиКод ОКВЭД
            Гостиничный бизнес55
            Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков56
            Деятельность в области демонстрации кинофильмов59.14
            Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма79
            Деятельность по организации конференций и выставок82.3
            Деятельность санаторно-курортных организаций86.90.4
            Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений90
            Деятельность музеев91.02
            Деятельность зоопарков91.04.1
            Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений93
            Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения95
            Стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий96.01
            Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты96.02
            Деятельность физкультурно-оздоровительная96.04
            При этом в Постановлении № 1791 не упоминается, на какую дату соответствующий код ОКВЭД должен содержаться в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Тем не менее все вышеперечисленные виды деятельности есть в Постановлении № 434. А в соответствии с п. 2 Постановления № 409 осуществление организациями и ИП деятельности, наиболее пострадавшей от коронавируса, определяется по коду ОКВЭД основного вида деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо в ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 г. Поэтому полагаем, что это ограничение относится и к новому (сокращенному) перечню (для целей применения дополнительной отсрочки).
            На какие платежи распространяется дополнительная отсрочка
            Сроки уплаты платежей, в отношении которых действует новая отсрочка, уже были продлены п. 1 Постановления № 409 на 6 месяцев. Теперь отсрочка составит 9 месяцев.
            Это касается:
            • сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу за I квартал 2020 г. (если уплата таких платежей предусмотрена региональными и местными НПА). Эти сроки переносятся на 30 декабря (вместо 30 октября) 2020 г.;
            • срока уплаты страховых взносов (в т. ч. "на травматизм"), исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за март 2020 г. Теперь это срок переносится с 15 апреля 2020 г. на 15 января 2021 г. (ранее – 15 октября 2020 г.);
            • сроков уплаты иных налогов (за исключением НДС, НПД и налогов, уплачиваемых в качестве налогового агента) и авансовых платежей по ним за март и I квартал 2020 г. Эти сроки с сентября – октября 2020 г. переносятся на декабрь 2020 г. – январь 2021 г.
            Приведем указанные налоги (авансовые платежи по ним) и перенесенные сроки оплаты в таблице.
            Налог (авансовый платеж)Предыдущий срок уплатыНовый срок уплаты
            Месячный авансовый платеж по налогу на прибыль (внутри квартала) за март 2020 года28 сентября 2020 г.28 декабря 2020 г.
            Квартальный авансовый платеж по налогу на прибыль за 1-й кв. 2020 года28 октября 2020 г.28 января 2021 г.
            Месячный авансовый платеж за январь - февраль 2020 года (исходя из фактической прибыли)28 сентября 2020 г.28 декабря 2020 г.
            Месячный авансовый платеж за январь - март 2020 года (исходя из фактической прибыли)28 октября 2020 г.28 января 2021 г.
            Авансовый платеж по УСН за 1-й кв. 2020 года26 октября 2020 г.25 января 2021 г.
            ЕНВД за 1-й кв. 2020 года26 октября 2020 г.25 января 2021 г.
            Водный налог за 1-й кв. 2020 года20 октября 2020 г.20 января 2021 г.
            НДПИ за март 2020 года26 октября 2020 г.25 января 2021 г.
            Налог на игорный бизнес за март 2020 года20 октября 2020 г.20 января 2021 г.
            Таким образом, если сумма в размере 1/12 авансового платежа по налогу на прибыль за март 2020 г. была уплачена в октябре 2020 г., ее можно вернуть или зачесть по правилам ст. 78 НК РФ. В частности, зачет можно произвести в счет первого платежа (в размере 1/12 авансового платежа по налогу на прибыль за март 2020 г.), который по новым правилам необходимо уплатить не в октябре 2020 г., а в январе 2021 г.


            14. Внесены поправки, согласно которым организации и предприниматели теперь включаются в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10-го числа каждого месяца, а не раз в год.
            Дата вступления в силу: 07.11.2020     Реквизиты НПА: Федеральный закон от 27.10.2020 № 349-ФЗ

            С 07.11.2020 действуют поправки, внесенные в Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
            В настоящее время сведения об организациях и предпринимателях, которые отвечают требованиям субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением вновь созданных (зарегистрированных)), вносятся в реестр МСП ежегодно 10 августа на основании сведений (среднесписочная численность, годовой доход) из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) на 1 июля текущего года.
            С 7 ноября 2020 года вступают в силу поправки, согласно которым организации и предпринимателей будут включать в реестр 10-го числа каждого месяца (на основании сведений на 1-е число этого месяца), а не раз в год, как это было раньше. Причем включать налогоплательщиков в реестр будут:
            • с 10 января по 10 июня – на основании сведений за календарный год, предшествующий предыдущему году, то есть с 10.01.2021 по 10.06.2021 на основании сведений за 2019 год;
            • с 10 июля по 10 декабря – на основании сведений за предшествующий календарный год, то есть с 10.07.2021 по 10.12.2021 на основании сведений за 2020 год.
            С учетом изменений 10 ноября и 10 декабря в реестр могут быть включены те организации и предприниматели, которые сдали отчетность за 2019 год, но ранее не были включены.
            Исключать из реестра будут не 10 августа (как сейчас), а 10 июля. Причины остаются те же:
            • непредставление налоговой отчетности за предшествующий календарный год (то есть несдача данных за 2020 год может послужить исключению из реестра в 2021 году);
            • несоответствие критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. 
            Если организация (предприниматель) ранее была исключена из реестра МСП, то в случае соответствия требованиям (представления документов) ее включат в реестр в течение года (10-го числа очередного месяца). Ждать 10 августа следующего года больше не нужно. Такие изменения позволят оперативно восстановить налогоплательщика в реестре МСП.
            К микропредприятиям будут относиться созданные (зарегистрированные) с 1 июля по 30 июня года, следующего за текущим:
            • хозяйственные общества, акционерные общества с единственным акционером, хозяйственные товарищества с долей владения участника (РФ, субъект РФ, муниципальное образование, фонд) в уставном (складочном) капитале не более 25 процентов;
            • хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства;
            • предприниматели.
            Ранее такая категория МСП определялась за период с 1 августа по 31 июля следующего года.
            Кроме того:
            • сведения о наличии у организации (предпринимателя) в предшествующем году контрактов на госзакупки вносятся в реестр (исключаются из реестра) ежегодно 10 июля (вместо 10 августа);
            • сведения о том, что организация (предприниматель) является вновь созданной (вновь зарегистрированным) исключаются из реестра 10 июля (вместо 10 августа) года, следующего за годом, в котором сведения вносились.


            15. Правительство РФ упростило порядок работы с маркированными лекарствами.
            Дата вступления в силу: 03.11.2020     Реквизиты НПА: Постановление Правительства РФ от 02.11.2020 № 1779

            Правительство РФ упростило порядок работы с системой маркировки лекарств, приняв постановление от 02.11.2020 № 1779. Тем самым на законодательном уровне закрепили недавние рекомендации Росздравнадзора. Это продиктовано сложившейся непростой эпидемиологической ситуацией в связи с распространением коронавируса и повышенным спросом на лекарства. Ожидается, что благодаря изменениям повысится скорость операций с лекарствами для всех участников оборота.
            Изменения следующие.
            1. Аптеки и медучреждения вправе выводить лекарства из оборота через онлайн-кассы и регистраторы выбытия после уведомления системы об их поступлении. Ждать квитанцию о приеме сведений не нужно. Правило действует до 1 февраля 2021 года.
            2. Облегчаются все операции по движению товара как внутри страны, так и при импорте до 1 февраля 2021 года. Участники по-прежнему обязаны передавать в систему сведения о движении лекарств, но теперь дальнейшие операции с товаром возможны, даже если от системы не получен успешный ответ об обработке данных в течение 15 минут.
            3. Участники оборота лекарств не обязаны дожидаться от поставщиков подтверждения приёмки лекарств, они могут оприходовать их и проводить дальнейшие действия с ними. Правило действует до 1 июля 2021 года.
            4. Импортеры при ввозе лекарств в Россию вправе не ждать от держателей или владельцев регистрационного удостоверения на препараты подтверждения ввоза, они могут оприходовать их и проводить дальнейшие действия с ними. Правило действует до 1 июля 2021 года.
            Во всех случаях системой будет достраиваться цепочка движения препаратов и проводиться анализ подаваемых данных. Это обеспечит контроль безопасности и легальности лекарств.
            Новшества распространяются на все действия с лекарствами с 1 июля 2020 года, но не касаются лекарств из категории 12 высокозатратных нозологий.


            16. Расширен перечень продавцов, которые обязаны обеспечить покупателям возможность расплачиваться картой "МИР".
            Дата вступления в силу: 01.11.2020     Реквизиты НПА: Федеральный закон от 31.07.2020 № 290-ФЗ

            С 1 октября 2017 года продавцы (исполнители) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) обязаны обеспечивать возможность приема от покупателя (заказчика) оплаты с использованием карты "МИР", если выручка за предшествующий календарный год превышает 40 млн руб. (п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 (далее – Закон № 2300-1), ст. 1, 3 Федерального закона от 01.05.2017 № 88-ФЗ).
            Федеральным законом от 31.07.2020 № 290-ФЗ (далее – Закон № 290-ФЗ) предусмотрено постепенное снижение указанного размера выручки. В соответствии с поправками принимать платежи по карте "МИР" должны:
            • с 1 марта по 30 июня 2021 года – продавцы (исполнители), у которых выручка составила за предыдущий год более 30 млн руб. (ч. 3 ст. 2 Закона № 290-ФЗ);
            • с 1 июля 2021 года – продавцы (исполнители), у которых выручка за предыдущий год превысила 20 млн руб. (абз. 3 пп. "б" п. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Закона № 290-ФЗ).
            Таким образом, расширен перечень субъектов, обязанных обеспечить покупателям возможность расплачиваться картой "МИР".
            Отметим, что неизменными остались условия, при которых рассматриваемая обязанность не возлагается на продавца (исполнителя). Это следующие два условия (абз. 3, 4 п. 1 ст. 16.1 Закона № 23001-1):
            • оплата осуществляется в местности, где отсутствует доступ к интернету и (или) подвижной радиотелефонной связи;
            • оплата происходит в торговом объекте, в котором выручка от реализации товаров за предшествующий год составила менее 5 млн руб.
            Из этой нормы следует, что у продавца может быть несколько торговых объектов, суммарная выручка от деятельности которых превышает 40 млн руб. (30 млн руб. или 20 млн руб. в последующем). Но если в каком-либо одном объекте выручка от продажи товаров за истекший год оказалась меньше 5 млн руб., то при торговле через него оплату по карте "МИР" можно не принимать.
            Обратите внимание, что в соответствии с поправками прием платежей от покупателей с использованием карты "МИР" должны обеспечить в т.ч. владельцы агрегатора. На них такая обязанность возлагается с 1 ноября 2020 года с учетом тех же лимитов выручки, которые установлены выше для продавцов и исполнителей (п. 1, абз. 1, 2 пп. "б" п. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона № 290-ФЗ).
            Напомним, что владельцы агрегатора – это организации или ИП, которые владеют программным обеспечением или сайтом (страницей) в интернете и предоставляют потенциальным покупателям возможность ознакомиться с торговыми предложениями, а также заключить сам договор купли-продажи и произвести предоплату путем перевода денежных средств (в наличном или безналичном порядке) владельцу агрегатора (абз. 3 преамбулы Закона № 2300-1).


            17. До 1 марта 2021 года продлен заочный порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности.
            Дата вступления в силу: 29.10.2020     Реквизиты НПА: Постановление Правительства РФ от 24.10.2020 № 1730

            В целях предотвращения распространения коронавируса ранее было установлено, что с 1 марта по 1 октября 2020 года граждане, получившие повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, проходят освидетельствование и переосвидетельствование в учреждениях медико-социальной экспертизы (МСЭ) заочно.
            Такой порядок установлен постановлением Правительства РФ от 15.04.2020 № 511
            Очередным постановлением от 24.10.2020 № 1730 Правительство РФ продлило этот порядок до 1 марта 2021 года.
            Таким образом, лица, которые с 02.10.2020 по 01.03.2021:
            • получили повреждение здоровья из-за несчастного случая на производстве либо профзаболеваний
            • либо должны проходить переосвидетельствование в МСЭ,
            не посещают лично учреждения МСЭ.
            Степень утраты трудоспособности устанавливается без присутствия пострадавшего на основании документов, выданных лечебными учреждениями.
            Ранее установленный процент утраты профессиональной трудоспособности, а также программа реабилитации автоматически продлеваются на 6 месяцев. Необходимые для такого продления документы в бюро МСЭ направит ФСС России (п. 9 Временного порядка, утв. постановлением Правительства РФ от 24.10.2020 № 1730).


            18. На всей территории России введен масочный режим.
            Дата вступления в силу: 28.10.2020     Реквизиты НПА: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 № 31

            С 28 октября на всей территории России вводится обязательный масочный режим. Это означает, что в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках и в лифтах граждане обязаны быть в гигиенических масках. Это следует из постановления, подписанного Главным государственным санитарным врачом РФ.
            Кроме того, региональным властям рекомендовано ввести дополнительные ограничения для бизнеса:
            • запретить организациям и ИП проводить зрелищно-развлекательные мероприятия (дискотеки, кинотеатры, караоке и др.) и оказывать услуги общественного питания (рестораны, кафе, бары и др.) в период с 23.00 до 06.00;
            • усилить дезинфекционный режим на общественном транспорте, такси, в иных местах массового пребывания людей (на торговых объектах, объектах общественного питания, в местах проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных мероприятий);
            • ввести дополнительные ограничения с целью предотвращения заражения коронавирусом лиц, входящих в группу риска (лица старше 65 лет, а также с хроническими заболеваниями).
            Полагаем, что соответствующие ограничения могут быть введены региональными властями в ближайшее время с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки в регионе.
            За нарушение масочного режима виновников привлекут к ответственности по ч. 2 ст. 6.3. КоАП РФ в размере штрафов:
            • для граждан – от 15 000 до 40 000 рублей;
            • для предпринимателей – от 50 000 до 150 000 рублей;
            • для организаций – от 200 000 до 500 000 рублей.
            Организациям и ИП также могут приостановить деятельность на срок до 90 суток.
            Если главы регионов, следуя рекомендациям Главного государственного санитарного врача, установят запреты, за нарушение этих запретов ждет ответственность по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа:
            • для граждан – от 1 000 до 3 000 рублей;
            • для должностных лиц – от 10 000 до 50 000 рублей;
            • для ИП – от 30 000 до 50 000 рублей;
            • для организаций – от 100 000 до 300 000 рублей.


            19. Расширен перечень отраслей, наиболее пострадавших от коронавируса. В него добавлена деятельность железнодорожного транспорта в сфере междугородных и международных пассажирских перевозок.
            Дата вступления в силу: 27.10.2020     Реквизиты НПА: Постановление Правительства РФ от 16.10.2020 № 1698

            Постановлением Правительства РФ от 16.10.2020 № 1698 перечень отраслей, наиболее пострадавших от коронавируса (далее – Перечень), снова расширен. В него добавлена деятельность железнодорожного транспорта в сфере междугородных и международных пассажирских перевозок. Это код по ОКВЭД 49.1.
            Также уточняется, что к пострадавшим отраслям приравнена перевозка пассажиров ж/д транспортом общего пользования в пригородных поездах. Но только в регулируемом сегменте пассажирских перевозок на тех маршрутах, которые согласованы с субъектом РФ в рамках договора на организацию транспортного обслуживания населения. Это отражено в сноске к постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 № 434.
            Обратите внимание на то, что деятельность, связанная с перевозкой пассажиров ж/д транспортом в междугородном сообщении, уже содержится в Перечне. Такой деятельности соответствует код ОКВЭД 49.10.1
            При этом контролирующие органы ранее поясняли следующее. Если в Перечне приведен целиком класс или подкласс, то все входящие в него группы, подгруппы, виды также считаются включенными в Перечень.
            Из пояснений контролирующих органов, а также изменений, внесенных в Перечень, можно сделать вывод, что на меры адресной поддержки, предусмотренной для пострадавших отраслей, теперь вправе рассчитывать также те субъекты, которые ведут деятельность с кодами ОКВЭД: 49.1, 49.10, 49.10.1, 49.10.11.


            20. В связи с коронавирусом продлены сроки действия некоторых разрешительных документов (лицензий, аттестаций и др.).
            Дата вступления в силу: 05.10.2020     Реквизиты НПА: Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 № 1580

            С целью обеспечения нормальной работы организаций в условиях коронавируса Правительство России приняло решение автоматически продлить срок действия ряда разрешительных документов и режимов. Соответствующие изменения были внесены в постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 440.
            До 1 января 2022 года разрешили не переоформлять лицензию в связи с изменением адреса места осуществления деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Если лицензиат все же обратится с заявлением о переоформлении лицензии в связи с изменением адреса, то переоформить ее можно и до указанного срока.
            С 1 октября 2020 года до 1 июля 2021 года продлен период действия имеющейся аттестации в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений и безопасности в сфере электроэнергетики. Вместе с тем по инициативе организации (предпринимателя) очередная аттестация может быть проведена уже сейчас. Для этого работодатель может направить сотрудников для проведения аттестации в территориальные аттестационные комиссии или комиссии организаций (если это предусмотрено локальным нормативным актом).
            До 1 июля 2021 года разрешили не проводить проверку знаний требований охраны труда и безопасности при выполнении работ в электроустановках, а также на объектах теплоснабжения.
            К истечению указанных сроков лицензии должны быть переоформлены, а аттестации и проверка знаний работников проведены в обычном порядке. В противном случае отсутствие необходимой лицензии, аттестации или проверки может стать поводом для привлечения организации к ответственности.



            Все новости