×
Подписаться на новости
Заполните данные для подписки, пожалуйста.
Отправляя форму, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта
Оформить подписку
Загрузка...

Значимые для бухгалтера изменения в Законодательстве. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Значимые для бухгалтера изменения в Законодательстве. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Значимые для бухгалтера изменения в Законодательстве. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

21.12.2020


БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

1. Утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды".

Справочно: применять стандарт можно раньше 2022 года.

Дата вступления в силу: С отчетности за 2022 год     Реквизиты НПА: Приказ Минфин России от 16.10.2018 № 208н

Приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды" (далее – Стандарт). 
Правила, установленные Стандартом, должны применять стороны договоров аренды, субаренды, а также иных аналогичных договоров (в частности, договоров лизинга). При этом в отношении договоров лизинга нормы Стандарта применяются вне зависимости от того, на чьем балансе учитывается лизинговое имущество – на балансе лизингодателя или лизингополучателя. 
Стандарт не распространяется на организации государственного сектора. 
В Стандарте перечислены условия, при которых имущество, переданное и полученное в аренду, признается объектом учета аренды для целей применения Стандарта. В отношении объектов, по которым условия не выполняются, Стандарт не применяется. 
Стандарт определяет правила формирования арендных платежей, срока аренды, а также порядок учета арендованного имущества арендатором и арендодателем и возникающих в процессе взаимоотношений доходов и расходов.
Для учета имущества арендатором в Стандарте используются следующие понятия: право пользования активом, обязательство по аренде, фактическая стоимость права пользования активом и др.
По Стандарту арендатор в общем случае должен учитывать предмет аренды в качестве права пользования активом с одновременным признанием обязательства по аренде. При этом право пользования активом должно погашаться посредством амортизации, а обязательство по аренде должно уменьшаться на величину фактически уплаченных арендных платежей.
Указанный порядок арендатор может не применять, если срок аренды не превышает 12 месяцев либо стоимость арендованного имущества не превышает 300 000 рублей. Кроме того, в отношении арендованного имущества должен выполняться еще ряд условий. Так, в частности, договором не должно быть предусмотрено, что по окончании срока аренды имущество переходит в собственность арендатора. Арендатор, имеющий право не применять названный порядок, арендные платежи должен признать в качестве расхода равномерно в течение срока аренды или на основе другого систематического подхода, отражающего характер использования им экономических выгод от предмета аренды.
Для учета арендодателем имущества, переданного в аренду, Стандартом введены следующие понятия: объект учета операционной аренды, объект учета неоперационной аренды, инвестиции в аренду, чистая стоимость инвестиции в аренду и др.
Порядок отнесения арендодателем объекта аренды к тому или иному виду зависит от ряда условий, указанных в Стандарте. Так, в частности, имущество признается объектом учета неоперационной аренды, если условиями договора аренды предусмотрен переход к арендатору права собственности на предмет аренды.
При отнесении имущества к объекту учета неоперационной аренды арендодатель признает в учете инвестиции в аренду в качестве актива на дату представления имущества в аренду. Стандартом определены особенности признания доходов при таком порядке учета.
При отнесении имущества к объекту операционной аренды этот порядок не применяется, доходы от сдачи имущества в аренду признаются арендодателем равномерно или на основе другого систематического подхода, отражающего характер использования арендатором экономических выгод от предмета аренды.
Организации обязаны применять Стандарт 25/2018 с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год. При этом организация может принять решение о применении Стандарта до указанного срока. Такое решение подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.


2. Внесены изменения в ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций".

Справочно: применять поправки можно с 2019 года.

    Дата вступления в силу: С отчетности за 2020 год     Реквизиты НПА: Приказ Минфина России от 20.11.2018 № 236н

    Приказом Минфина России от 20.11.2018 № 236н внесены изменения в ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).
    Изменения следующие. Понятие "постоянное налоговое обязательство (актив)" заменено на "постоянный налоговый расход (доход)".
    Расширено понятие временных разниц. Теперь под временными разницами понимают не только доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль в другом (или в других) отчетном периоде, но и результаты операций, которые не включаются в бухгалтерскую прибыль (убыток), однако формируют налоговую базу по налогу на прибыль в другом (или в других) отчетном периоде. Также введена норма, согласно которой временная разница по состоянию на отчетную дату определяется как разница между балансовой стоимостью актива (обязательства) и его стоимостью, принимаемой для целей налогообложения.
    Уточнен перечень операций, которые приводят к образованию временных разниц.
    Введено новое понятие – "расход (доход) по налогу на прибыль и порядок его исчисления".
    В новой редакции изложен порядок отражения в отчете о финансовых результатах показателей, возникающих в учете в связи с применением ПБУ 18/02, а также порядок раскрытия информации о них в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
    Кроме того, установлены особенности исчисления отдельных показателей, предусмотренных в ПБУ, и их отражение в отчете о финансовых результатах участниками консолидированной группы налогоплательщиков.
    Применять поправки организации обязаны с отчетности за 2020 год. В то же время приказ предоставляет право организациям применять их до указанного срока, то есть с 2019 года. Решение о таком применении организация должна раскрыть в бухгалтерской отчетности.
    Данное изменение поддерживается в учетных решениях "1С:Предприятие".


    3. Обновлены правила заполнения поручений по платежам в бюджет.

    Дата вступления в силу: 01.01.2021     Реквизиты НПА: Приказ Минфина России от 14.09.2020 № 199н


    Приказом Минфина России от 14.09.2020 № 199н внесены изменения в правила заполнения поручений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н).
    • Основные изменения касаются порядка заполнения поручений по платежам физических лиц, которые формируют:
    • банки;
    • таможенные органы;
    • cлужбы судебных приставов;
    • организации федеральной почтовой связи.
    Мы писали об этих изменениях еще на стадии проекта приказа. Все они теперь вступят в силу.
    Для остальных организаций уточнен порядок заполнения реквизитов 106 (основание платежа), 107 (налоговый период), 108 (номер документа, на основании которого осуществляется платеж) и 109 (дата документа, на основании которого осуществляется платеж). В частности, в реквизите 106 теперь одно значение для различных видов задолженности по платежам:  "ЗД" – погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам, в том числе добровольное.
    Приказ Минфина России № 199н вступает в силу 1 января 2021 года (за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 июля, 17 июля и 1 октября 2021 года).


    4. Внесены изменения в порядок ведения кассовых операций. В частности, обособленное подразделение организации теперь может не вести кассовую книгу, если после окончания дня оно не хранит наличные денежные средства, а сдает их в кассу организации. Кроме того, введена обязанность кассира при приеме наличных денег в кассу контролировать их платежеспособность.

    Дата вступления в силу: 30.11.2020     Реквизиты НПА: Указание Банка России от 05.10.2020 № 5587-У


    Указанием Банка России от 05.10.2020 № 5587-У внесены изменения в порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства (утв. Указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У), далее – Порядок.
    В соответствии с внесенными в Порядок изменениями организациям и ИП разрешается вести кассовые операции с применением автоматических устройств, функционирующих в автоматическом режиме без участия работника организации (ИП).
    Обособленное подразделение организации теперь может не вести кассовую книгу, если после окончания дня оно не хранит наличные денежные средства, а сдает их в кассу организации. До внесения изменений каждое обособленное подразделение организации, осуществляющее кассовые операции, обязано было вести кассовую книгу в общеустановленном порядке.
    Введена обязанность кассира при приеме наличных денег в кассу контролировать их платежеспособность. К платежеспособным относятся банкноты
    1. без признаков подделки, повреждений,
    2. а также банкноты, имеющие следующие повреждения:
    • загрязненные, изношенные, надорванные;
    • имеющие потертости, небольшие отверстия, проколы, посторонние надписи, пятна, оттиски штампов;
    • утратившие углы, края (Указание Банка России от 26.12.2006 № 1778-У).
    В Порядке закреплено, что платежеспособные банкноты, имеющие повреждения, поименованные в п. 2.9 Положении Банка России от 29.01.2018 № 630-П (если вышеуказанные повреждения превышают определенные размеры), кассир не имеет права выдавать из кассы.
    Из Порядка исключена норма о том, что при выдаче наличных денег из кассы кассир должен проверить документ получателя (паспорт, доверенность). Также теперь доверенность не указана в качестве обязательного документа, который должен быть приложен в соответствующих случаях к расходному кассовому ордеру (к расчетно-платежной ведомости, платежной ведомости). Однако с отменой этих норм обязанности кассира не изменились. Связано это с тем, что в Порядке, как и прежде, предусмотрено, что при выдаче денежных средств кассир должен удостовериться в том, что их выдача осуществляется лицу, указанному в расходном кассовом ордере (в расчетно-платежной ведомости, платежной ведомости).
    В Порядке уточнено, что распорядительный документ, согласно которому работнику выдаются наличные деньги под отчет, можно оформлять на несколько выдач наличных денег одному или нескольким подотчетным лицам с указанием фамилии (фамилий) и инициалов, суммы (сумм) наличных денег и срока (сроков), на который они выдаются.
    Из Порядка исключена норма, в соответствии с которой подотчетное лицо должно в срок, не превышающий трех рабочих дней после истечения срока, на который выданы подотчетные средства, представить авансовый отчет. Теперь этот срок руководители организаций и предприниматели могут устанавливать самостоятельно.
    Также из Порядка исключена норма об обязанности депонировать заработную плату, не выданную в течение 5 рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты).
    Изменения действуют с 30 ноября 2020 года.


    5. Утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета капитальных вложений.
    Примечание: Организации обязаны применять Стандарт с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год. В то же время организация вправе начать применение этого Стандарта до указанного срока.

    Дата вступления в силу: 27.10.2020     Реквизиты НПА: Приказ Минфина России от 17.09.2020 № 204н


    Приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства" (далее – Стандарт). Он заменит Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) 6/01 (далее – ПБУ 6/01) "Учет основных средств" (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н).
    Стандарт распространяется на все организации (за исключением организаций бюджетной сферы). Организации, которые имеют право вести упрощенный бухгалтерский учет и составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность, могут не применять отдельные положения Стандарта. Учет основных средств, установленный Стандартом, отличается от учета основных средств, который предусмотрен ПБУ 6/01.
    В соответствии с ПБУ 6/01 в составе основных средств учитываются также капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы), капитальные вложения в арендованные объекты основных средств. Стандартом учет капитальных вложений в составе основных средств не предусмотрен. Также Стандарт не распространяется на долгосрочные активы к продаже.
    Согласно ПБУ 6/01 активы, в отношении которых выполняются условия для признания их основными средствами, но стоимостью не более 40 000 рублей, организации могут учитывать в составе материально-производственных запасов. Эта норма сохранена в Стандарте, но стоимостной критерий (40 000 рублей) исключен. Теперь этот критерий организации будут определять самостоятельно с учетом существенности имеющейся информации об основном средстве, подлежащем учету в составе МПЗ. Таким образом, в состав МПЗ организации смогут включать активы стоимостью свыше 40 000 рублей.
    По Стандарту единицей бухгалтерского учета основных средств по-прежнему является инвентарный объект. Но в отличие от ПБУ 6/01 теперь самостоятельными инвентарными объектами признаются также существенные по величине затраты организации на проведение ремонта, технического осмотра, технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев.
    В Стандарте новое название получили основные средства, представляющие собой недвижимость, предназначенную для предоставления за плату во временное пользование и (или) получения дохода от прироста ее стоимости. Такие основные средства в Стандарте названы "инвестиционная недвижимость".
    Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. В Стандарте дано новое определение этому понятию. Первоначальной стоимостью объекта основных средств считается общая сумма связанных с этим объектом капитальных вложений, осуществленных до признания объекта основных средств в бухгалтерском учете. Следует отметить, что в Стандарте отсутствуют положения, устанавливающие порядок определения первоначальной стоимости основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, полученных по договору дарения и др.
    По Стандарту после принятия объекта основных средств к учету он может учитываться как по первоначальной, так и по переоцененной стоимости. В Стандарте изложены правила проведения переоценки различных групп основных средств.
    Согласно Стандарту стоимость основных средств, как и прежде, должна погашаться путем начисления амортизации. При этом к основным средствам, не подлежащим амортизации в соответствии с ПБУ 6/01 (основные средства, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются – земельные участки, объекты природопользования, музейные предметы и коллекции и др.), добавлена инвестиционная недвижимость, оцениваемая по переоцененной стоимости. В то же время по новому Стандарту начисление амортизации по основным средствам не приостанавливается, в том числе в случаях простоя или временного прекращения использования основных средств. Исключение составляет случай, когда ликвидационная стоимость объекта основных средств становится равной или превышает его балансовую стоимость. В соответствии с ПБУ 6/01 начисление амортизации приостанавливалось в случае перевода объекта на консервацию на срок более трех месяцев и на период восстановления объекта продолжительностью более 12 месяцев.
    В Стандарте изменена дата начала и прекращения начисления амортизации по объекту основных средств. Теперь в общем случае амортизация должна начисляться с даты признания объекта основных средств в бухгалтерском учете, а прекращаться начисление амортизации должно с момента списания объекта основных средств в бухгалтерском учете. При этом по решению организации допускается начислять амортизацию и прекращать начисление амортизации в прежнем порядке (начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, прекращать – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем списания его с учета).
    Из числа способов начисления амортизации исключен способ списания стоимости основного средства по сумме чисел лет срока полезного использования.
    Таким образом, в Стандарте предусмотрено три способа начисления амортизации:
    • линейный способ;
    • способ уменьшаемого остатка;
    • пропорционально количеству продукции (объему работ в натуральном выражении).
    В Стандарте изложен порядок расчета амортизации при применении каждого способа.
    Приказ Минфина России от 17.09.2020 № 204н вступил в силу с 27.10.2020. В соответствии с п. 2 приказа ФСБУ 6/2020 организации обязаны применять  с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год. В то же время организация вправе начать применение этого Стандарта до указанного срока. 


    6. Утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета основных средств.

    Примечание: Организации обязаны применять Стандарт с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год. В то же время организация вправе начать применение этого Стандарта до указанного срока.

    Дата вступления в силу: 27.10.2020     Реквизиты НПА: Приказ Минфина России от 17.09.2020 № 204н


    Приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства" (далее – Стандарт). Он заменит Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) 6/01 (далее – ПБУ 6/01) "Учет основных средств" (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н).
    Стандарт распространяется на все организации (за исключением организаций бюджетной сферы). Организации, которые имеют право вести упрощенный бухгалтерский учет и составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность, могут не применять отдельные положения Стандарта. Учет основных средств, установленный Стандартом, отличается от учета основных средств, который предусмотрен ПБУ 6/01.
    В соответствии с ПБУ 6/01 в составе основных средств учитываются также капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы), капитальные вложения в арендованные объекты основных средств. Стандартом учет капитальных вложений в составе основных средств не предусмотрен. Также Стандарт не распространяется на долгосрочные активы к продаже.
    Согласно ПБУ 6/01 активы, в отношении которых выполняются условия для признания их основными средствами, но стоимостью не более 40 000 рублей, организации могут учитывать в составе материально-производственных запасов. Эта норма сохранена в Стандарте, но стоимостной критерий (40 000 рублей) исключен. Теперь этот критерий организации будут определять самостоятельно с учетом существенности имеющейся информации об основном средстве, подлежащем учету в составе МПЗ. Таким образом, в состав МПЗ организации смогут включать активы стоимостью свыше 40 000 рублей.
    По Стандарту единицей бухгалтерского учета основных средств по-прежнему является инвентарный объект. Но в отличие от ПБУ 6/01 теперь самостоятельными инвентарными объектами признаются также существенные по величине затраты организации на проведение ремонта, технического осмотра, технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев.
    В Стандарте новое название получили основные средства, представляющие собой недвижимость, предназначенную для предоставления за плату во временное пользование и (или) получения дохода от прироста ее стоимости. Такие основные средства в Стандарте названы "инвестиционная недвижимость".
    Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. В Стандарте дано новое определение этому понятию. Первоначальной стоимостью объекта основных средств считается общая сумма связанных с этим объектом капитальных вложений, осуществленных до признания объекта основных средств в бухгалтерском учете. Следует отметить, что в Стандарте отсутствуют положения, устанавливающие порядок определения первоначальной стоимости основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, полученных по договору дарения и др.
    По Стандарту после принятия объекта основных средств к учету он может учитываться как по первоначальной, так и по переоцененной стоимости. В Стандарте изложены правила проведения переоценки различных групп основных средств.
    Согласно Стандарту стоимость основных средств, как и прежде, должна погашаться путем начисления амортизации. При этом к основным средствам, не подлежащим амортизации в соответствии с ПБУ 6/01 (основные средства, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются – земельные участки, объекты природопользования, музейные предметы и коллекции и др.), добавлена инвестиционная недвижимость, оцениваемая по переоцененной стоимости. В то же время по новому Стандарту начисление амортизации по основным средствам не приостанавливается, в том числе в случаях простоя или временного прекращения использования основных средств. Исключение составляет случай, когда ликвидационная стоимость объекта основных средств становится равной или превышает его балансовую стоимость. В соответствии с ПБУ 6/01 начисление амортизации приостанавливалось в случае перевода объекта на консервацию на срок более трех месяцев и на период восстановления объекта продолжительностью более 12 месяцев.
    В Стандарте изменена дата начала и прекращения начисления амортизации по объекту основных средств. Теперь в общем случае амортизация должна начисляться с даты признания объекта основных средств в бухгалтерском учете, а прекращаться начисление амортизации должно с момента списания объекта основных средств в бухгалтерском учете. При этом по решению организации допускается начислять амортизацию и прекращать начисление амортизации в прежнем порядке (начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, прекращать – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем списания его с учета).
    Из числа способов начисления амортизации исключен способ списания стоимости основного средства по сумме чисел лет срока полезного использования.
    Таким образом, в Стандарте предусмотрено три способа начисления амортизации:
    • линейный способ;
    • способ уменьшаемого остатка;
    • пропорционально количеству продукции (объему работ в натуральном выражении).
    В Стандарте изложен порядок расчета амортизации при применении каждого способа.
    Приказ Минфина России от 17.09.2020 № 204н вступил в силу с 27.10.2020. В соответствии с п. 2 приказа ФСБУ 6/2020 организации обязаны применять  с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год. В то же время организация вправе начать применение этого Стандарта до указанного срока.


    7. Заявление для получения справки о состоянии расчетов с бюджетом необходимо подавать по утвержденной форме.

    Дата вступления в силу: 19.10.2020     Реквизиты НПА: Приказ ФНС России от 03.09.2020 № ЕД-7-19/631@


    Налоговая инспекция обязана предоставлять налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) по его запросу:
    • справку о состоянии расчетов с бюджетом по налогам (сборам, пеням, штрафам, процентам),
    • справку об исполнении обязанности по уплате налогов (сборов, пеней, штрафов, процентов).
    До 19.10.2020 для получения справок в налоговую инспекцию заявление можно было подать в произвольной или рекомендуемой форме (письмо ФНС России от 28.11.2019 № ГД-4-19/24309@).
    С 19.10.2020 заявление подается по новой форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.09.2020 № ЕД-7-19/631@. Изменений немного, в частности:
    • вместо строки "признак физического лица" со значениями "1" (физлицо не является ИП) и "2" (физлицо является ИП) появилась строка "признак заявителя" со значениями "1" (организация), "2" (физлицо не является ИП) и "3" (физлицо является ИП),
    • в новой форме необходимо указывать адрес заявителя.




    Все новости