Типы сборки заказов на складе. Их преимущества и недостатки
Процесс сборки заказов один из самых трудозатратных в логистике, от грамотной оптимизации которого зависит скорость и качество доставки товаров.
От того насколько правильно организовано расположение продукции на складе зависит быстрота подбора заказов, так как половина времени кладовщика не будет уходить на передвижения по складу в поисках нужного товара. А быстрое попадание товара в зону комплектования перестанет тормозить процесс сборки.
Предприятия применяют основные четыре подхода к комплектации заказов, увеличивающие скорость сборки. Каждая из перечисленных стратегий имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Рассмотрим подробнее каждую из них:
Дискретный способ сборки (discrete picking).
При данном способе отбора заказа один сотрудник обрабатывает один заказ от начала и до конца. Пока заказ не будет собран, работник не может начать следующий. Кладовщик вынужден перемещаться по всему складу и преодолевать большие расстояния, теряя много времени на отбор заказа. Данный способ не подходит для больших распределительных складов. Если руководство компании выбирает дискретную стратегию сборки, то необходимо позаботиться о достаточном наличии сотрудников, так как от этого напрямую зависит время сборки заказов.
Плюсы: |
|
Минусы: |
|
Зоновый способ сборки (zone picking).
При данном способе отбора характерно деление склада на различные зоны хранения, которые закрепляются за конкретными сотрудниками. Заказ постепенно наполняется собирается и движется из одной зоны склада в другую. Кладовщик приступает к работе первым или получает заказ из предыдущей зоны. Далее добавляет в него товары из своей и передаёт следующему кладовщику до подбора последней позиции, или перемещает свою часть заказа в определённую ячейку зоны комплектования. Таким образом, заказ обрабатывается несколькими сотрудниками.
Плюсы: |
|
Минусы: |
|
Сборка партиями (batch picking).
При данном способе кладовщик занимается одновременным подбором нескольких заказов. Он находит партии похожих товаров, отбирает их из мест хранения и перемещает в зону комплектования. Затем товары отсортировываются и распределяются согласно заказам. Так как сотрудник за одно пересечение склада отбирает товар сразу для нескольких заказов, то сокращается время передвижения. Но в данном случае будет тратиться дополнительное время на сортировку позиций по заказам клиентов.
Плюсы: |
|
Минусы: |
|
Волновой способ сборки (wave picking)
Очень похож на комплектацию партиями, так как тоже подразумевает подбор сразу нескольких заказов и перемещение их в зону комплектования. Основным отличием является то, что сборка товаров осуществляется по отдельным характеристикам - «волнам».
Под волной в современных WMS системах понимается - набор или совокупность позиций из распоряжений на приём, перемещение или отгрузку, которые сформированы вместе для приёмки, перемещения или подбора заказа клиента. Соответственно, волны могут использоваться в разных видах складских операций таких как: приём, перемещение, отбор и комплектование. Могут называться: «волны заказов», «волны перемещений», «волновые сборки». Можно часто услышать, что сотрудник склада одновременно принимает несколько «заданий» от поставщика или подбирает несколько заказов, создавая посредством системы WMS - волну. Рассмотрим особенности волновой сборки заказов, его преимущества и недостатки.
При волновой стратегии заказы разделяются на части, которые соответствуют зонам склада. Для волнового подбора склад должен быть подготовлен, то есть все товары в нем должны быть сгруппированы по отдельным характеристикам. При подборе заказов, в зависимости от настроенной логики WMS системы, заказы из мест хранения перемещаются в зону комплектования и позиции сортируются по отдельным заказам.
Механизмы настройки WMS системы волновой сборки могут быть разными:
- Когда отбор позиций производится при достижении необходимого объёма заказов.
- В коробочном и штучном отборе, когда заказы небольшие и на паллет можно положить несколько коробок, при этом каждая или несколько коробок - отдельные заказы. Далее двигаясь по маршруту отбора, кладовщик будет брать товар для разных заказов постепенно наполняя паллет.
- Возможно объединение в волну заказов одного и того же клиента, получая консолидацию. С точки зрения документов это разные заказы, но они смешаны на одной паллете.
Так же необходимо отметить, что заказы по товарам могут иметь разную структуру и имеют несколько составляющих:
- заказы, что можно вывезти - паллетами
- заказы, которые можно набрать - целыми упаковками
- заказы, что будут собираться штуками (минимальными единицами)
Хорошо спроектированная WMS система позволяет работать с каждой такой составляющей в отдельности и использовать разные механизмы группировки по «волнам». А так же связывать с такими группами свои алгоритмы: расчёты тары, последовательности исполнения, комбинирования, приоритетности, и многое другое.
Плюсы: |
|
Минусы: |
|
Существуют компании которые применяют в работе - комплексный отбор или сборку. В данном случае это совокупность всех описанных выше способов, процесс при котором большое количество сотрудников могут собирать большие объёмы заказов. Суть комплексной сборки заключается в том, что «волны» разделяются по зонам и в каждой из них выполняются встречные или очередные подборы. Данный способ эффективно работает благодаря точно настроенной программе управления складом.
Мы вместе рассмотрели основные виды сборки заказов. Любая из этих стратегий подходит для организации эффективной работы. Опираясь на данную информацию и сопоставив свои возможности, выберите подходящий способ.