Типы сборки заказов на складе. Их преимущества и недостатки
Процесс сборки заказов один из самых трудозатратных в логистике, от грамотной оптимизации которого зависит скорость и качество доставки товаров.
От того насколько правильно организовано расположение продукции на складе зависит быстрота подбора заказов, так как половина времени кладовщика не будет уходить на передвижения по складу в поисках нужного товара. А быстрое попадание товара в зону комплектования перестанет тормозить процесс сборки.
Предприятия применяют основные четыре подхода к комплектации заказов, увеличивающие скорость сборки. Каждая из перечисленных стратегий имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Рассмотрим подробнее каждую из них:
Дискретный способ сборки (discrete picking).
При данном способе отбора заказа один сотрудник обрабатывает один заказ от начала и до конца. Пока заказ не будет собран, работник не может начать следующий. Кладовщик вынужден перемещаться по всему складу и преодолевать большие расстояния, теряя много времени на отбор заказа. Данный способ не подходит для больших распределительных складов. Если руководство компании выбирает дискретную стратегию сборки, то необходимо позаботиться о достаточном наличии сотрудников, так как от этого напрямую зависит время сборки заказов.
Плюсы: |
|
Минусы: |
|
Зоновый способ сборки (zone picking).
При данном способе отбора характерно деление склада на различные зоны хранения, которые закрепляются за конкретными сотрудниками. Заказ постепенно наполняется собирается и движется из одной зоны склада в другую. Кладовщик приступает к работе первым или получает заказ из предыдущей зоны. Далее добавляет в него товары из своей и передаёт следующему кладовщику до подбора последней позиции, или перемещает свою часть заказа в определённую ячейку зоны комплектования. Таким образом, заказ обрабатывается несколькими сотрудниками.
Плюсы: |
|
Минусы: |
|
Сборка партиями (batch picking).
При данном способе кладовщик занимается одновременным подбором нескольких заказов. Он находит партии похожих товаров, отбирает их из мест хранения и перемещает в зону комплектования. Затем товары отсортировываются и распределяются согласно заказам. Так как сотрудник за одно пересечение склада отбирает товар сразу для нескольких заказов, то сокращается время передвижения. Но в данном случае будет тратиться дополнительное время на сортировку позиций по заказам клиентов.
Плюсы: |
|
Минусы: |
|
Волновой способ сборки (wave picking)
Очень похож на комплектацию партиями, так как тоже подразумевает подбор сразу нескольких заказов и перемещение их в зону комплектования. Основным отличием является то, что сборка товаров осуществляется по отдельным характеристикам - «волнам».
Под волной в современных WMS системах понимается - набор или совокупность позиций из распоряжений на приём, перемещение или отгрузку, которые сформированы вместе для приёмки, перемещения или подбора заказа клиента. Соответственно, волны могут использоваться в разных видах складских операций таких как: приём, перемещение, отбор и комплектование. Могут называться: «волны заказов», «волны перемещений», «волновые сборки». Можно часто услышать, что сотрудник склада одновременно принимает несколько «заданий» от поставщика или подбирает несколько заказов, создавая посредством системы WMS - волну. Рассмотрим особенности волновой сборки заказов, его преимущества и недостатки.
При волновой стратегии заказы разделяются на части, которые соответствуют зонам склада. Для волнового подбора склад должен быть подготовлен, то есть все товары в нем должны быть сгруппированы по отдельным характеристикам. При подборе заказов, в зависимости от настроенной логики WMS системы, заказы из мест хранения перемещаются в зону комплектования и позиции сортируются по отдельным заказам.
Механизмы настройки WMS системы волновой сборки могут быть разными:
- Когда отбор позиций производится при достижении необходимого объёма заказов.
- В коробочном и штучном отборе, когда заказы небольшие и на паллет можно положить несколько коробок, при этом каждая или несколько коробок - отдельные заказы. Далее двигаясь по маршруту отбора, кладовщик будет брать товар для разных заказов постепенно наполняя паллет.
- Возможно объединение в волну заказов одного и того же клиента, получая консолидацию. С точки зрения документов это разные заказы, но они смешаны на одной паллете.
Так же необходимо отметить, что заказы по товарам могут иметь разную структуру и имеют несколько составляющих:
- заказы, что можно вывезти - паллетами
- заказы, которые можно набрать - целыми упаковками
- заказы, что будут собираться штуками (минимальными единицами)
Хорошо спроектированная WMS система позволяет работать с каждой такой составляющей в отдельности и использовать разные механизмы группировки по «волнам». А так же связывать с такими группами свои алгоритмы: расчёты тары, последовательности исполнения, комбинирования, приоритетности, и многое другое.
Плюсы: |
|
Минусы: |
|
Существуют компании которые применяют в работе - комплексный отбор или сборку. В данном случае это совокупность всех описанных выше способов, процесс при котором большое количество сотрудников могут собирать большие объёмы заказов. Суть комплексной сборки заключается в том, что «волны» разделяются по зонам и в каждой из них выполняются встречные или очередные подборы. Данный способ эффективно работает благодаря точно настроенной программе управления складом.
Александр Павлов
Генеральный директор ООО «Технологии учета», основатель компании, совмещающий в себе стратегическое мышление с техническими компетенциями и отличными лидерскими качествами.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!
Мы вместе рассмотрели основные виды сборки заказов. Любая из этих стратегий подходит для организации эффективной работы. Опираясь на данную информацию и сопоставив свои возможности, выберите подходящий способ.