Руководство по автоматизации склада
Психологи отмечают, что основной причиной нежелания человека улучшать свои навыки в каком-либо деле является низкая осведомленность.
«Это слишком сложно, я не разберусь» – такая фраза встречается очень часто даже среди тех, кто показывает хорошую продуктивность. Подобную «психологию» можно перенести и на бизнес. Склад – это устоявшаяся бизнес-структура, модернизировать которую готовы не все из-за кажущейся проблематичности и дороговизны. Мы подготовили руководство, позволяющее убедиться в обратном.
Этап №1: деление задачи на подзадачи
Очень эффективна методика, когда крупная цель делится на несколько мелких. Все складские процессы можно разгруппировать на три части: снабжение, приемка и распределение, реализация и отгрузка. Но и из этих больших блоков можно выделить несколько конкретных бизнес-процессов. Для снабжения это:
- наличие подготовленного, безопасного и подходящего по условиям помещения;
- заполнение пустующих мест товарами;
- контроль поступлений, определение позиций, нуждающихся в пополнении.
Если у вас есть складское помещение со стеллажами и необходимыми условиями, то первый пункт уже выполнен. Остальные призвана решить автоматизация.
Далее рассмотрим приемку и распределение. Здесь последовательность операций следующая:
- Разгрузка. Требуется принять товары от поставщика из заранее определенной зоны. Для этого применяется грузоподъемное оборудование – погрузчики, ричтраки, роклы и другие (вид зависит от сферы деятельности).
- Приемка. Каждая единица должна пройти через сверку. Помощь окажут терминалы сбора данных (ТСД) и сканеры штрихкодов.
- Логистика внутри склада. Движение должно осуществляться по заранее разработанным маршрутам от зоны приема до мест хранения, комплектации и отгрузки.
- Складирование. Оптимизация процесса хранения, учет остатков, заполнение свободных локаций.
Некоторые задачи придется решить еще до перехода к автоматизации. Например, если на складе отсутствует четкая система перемещений, у категорий товаров нет закрепленного места, или зоны распределены крайне неудобно, WMS проблемы не исправит.
Процессы реализации и отгрузки сильно зависят от сферы деятельности. Выделим основные:
- комплектация посылки, подготовка к отправке конечному потребителю;
- выдача на доставку;
- приемка возвратов, включая многоразовую тару;
- контроль выполнения заказа, статусы посылок.
Рекомендуем составить конкретный список, характерный вашему бизнесу, и определить, какие направления нуждаются в модернизации. Если их можно усовершенствовать без привлечения средств автоматизации, стоит это сделать.
Этап №2: подготовка и составление ТЗ
По каждой позиции из списка, определенного выше, следует расписать текущее состояние и ожидаемое. Отправления комплектуются слишком долго? Возможно, следует разработать мотивационную систему для сотрудников. На этапе приемки товаров от поставщика постоянно возникают заторы? Значит, имеющееся в наличии оборудование не позволяет обрабатывать объемы.
Подготовительный этап перед автоматизацией подразумевает оптимизацию складской логистики с помощью ресурсов, имеющихся в наличии, и в составлении списка мер. Например, решением проблемы с разгрузкой может стать покупка еще одного вилочного погрузчика.
После подготовки следует подумать, с какими вопросами поможет именно автоматизация. Здесь составляется серия технических заданий по каждому направлению. В классическом случае ТЗ состоит из следующих пунктов:
- Задача. Формулировка требований («Внедрение системы по автоматизации приемки товаров»).
- Текущее состояние. Описание того, как процесс осуществляется сейчас («Ручное заполнение таблицы»).
- Персонал. Сотрудники, привлеченные к выполнению задачи («Грузчики, кладовщики, оператор погрузчика и т. д.»).
- Ожидания. Какие функции требуется реализовать («Система автоматического сканирования, применение терминалов сбора данных, передача информации в облако для хранения и обработки»).
- Сроки и другие вопросы. Условия выполнения, ограничения.
В зависимости от ТЗ будет определен уровень автоматизации (частичная или полная). Обозначенные «узкие проблемные места» и ожидания способствуют экономии бюджета. Возможно, в рассматриваемом случае необязательно внедрять полную автоматизацию, а достаточно поработать над точечными вопросами.
Этап №3: закупка оборудования
Под задачи составляется список необходимого оборудования. Этот шаг позволяет понять, насколько бюджет готов к планируемым затратам. Помимо компьютеров, мебели и других вполне предсказуемых позиций выделяется специальное торговое оборудование:
- ТСД. Терминалы сбора данных предназначены для просмотра и внесения новой информации о товарах в базу. Это мобильные устройства со степенью защиты от падений и влаги. Определяющую роль при выборе играют удобство интерфейса, продолжительность автономной работы, функционал.
- Принтеры этикеток. Главная характеристика – дневной тираж. Существуют модели на 5000, 10 000, 15 000, 20 000 и более этикеток в день, мобильные и стационарные.
- Сканеры штрихкодов. Бывают беспроводные и привязанные к определенному месту варианты. Отличаются по наборам распознаваемых символов.
- Электронные весы. Их выбирают по максимальному весу и возможности удаленного обмена данными.
Полноценная автоматизация невозможна без устойчивой сети Wi-Fi – под ее развертывание также следует выделить бюджет. Важно, чтобы она охватывала даже отдаленные участки склада, а скорости хватало для полноценной работы в периоды пикового спроса.
Этап №4: настройка и тестирование
После закупки оборудования требуется «связать» отдельные элементы в единую систему. Для этого как раз нужна WMS. Наиболее трудоемкий шаг, требующий слаженной работы команды IT-специалистов. Необходимо, чтобы программный комплекс не ограничивал склад в масштабировании, был прост в освоении рядовым персоналом, обеспечивал безопасность, минимизировал количество сбоев. Тестирование, обучение, информационная поддержка, сервисное обслуживание – без этого тоже не обойтись.
AS WMS от «Технологий учета» – это решение по автоматизации для складской логистики разного уровня. Наши специалисты тщательно изучат вашу ситуацию, разработают план и внедрят ПО. Российская разработка, отличающаяся понятным интерфейсом и гибкостью настроек. Сопровождение «под ключ»: от выделения проблемных мест до тестирования системы и поставки обновлений.
Александр Павлов
Генеральный директор ООО «Технологии учета», основатель компании, совмещающий в себе стратегическое мышление с техническими компетенциями и отличными лидерскими качествами.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!