Количество SKU и WMS
Генеральный директор Технологии Учета, эксперт по WMS системам Александр Павлов рассказал, как связаны ассортимент и автоматизация в складской логистике
Автоматизация складских процессов становится всё более актуальной задачей для современных компаний в сфере складской логистики, она позволяет повысить эффективность работы склада, сократить затраты и улучшить качество обслуживания потребителей. Одним из ключевых факторов, влияющих на выбор и эффективность решений, является количество SKU - уникальных наименований товаров, хранящихся для реализации. Ассортимент напрямую влияет на сложность складских процессов, необходима точная система учета, прогнозирования спроса и управления потерями и издержками для эффективного планирования закупок и сбыта.
В зависимости от количества хранящихся товаров, склады могут выбирать разные уровни автоматизации:
малое количество SKU (до 300 ед.) | как правило, не нуждается в WMS и все операции проводятся вручную |
среднее количество SKU (от 300 до 500 ед.) | требует задействования автоматизации, например, использование сканеров штрих-кодов для учета товаров, роботизированных систем для перемещения грузов по складу или автоматических упаковочных линий, стеллажей и систем хранения. Если склад работает в сфере, где важны такие показатели как точность и скорость основных операций (торговля на маркетплейсах, мебельная или автомобильная отрасль, строительство и т.п.), WMS становится стратегическим решением и можно подобрать модуль для повышения эффективности текущей операционной деятельности |
большое количество SKU (свыше 500 ед.) | уже не могут вести точный учет и справляться с оборотом товаров в ручном или полуавтоматическом режиме, необходима полная автоматизация |
Точный расчет количества позиций, представленных на складе, необходим для правильного планирования площадей и эффективного управления этапами «хранение», «сборка и комплектация», «отгрузка». Потому что если распределение товаров будет неоптимальным, высоки риски вынужденных простоев и серьезных финансовых потерь. Факторы, которые необходимо учитывать при расчете количества товаров на складе как правило включают в себя:
- анализ спроса, важно проводить тщательный анализ исторических данных продаж для каждого SKU. Необходимо определить среднемесячные продажи, рассчитать среднее количество единиц, продаваемых за месяц, установить есть ли сезонные колебания спроса и в какой степени они выражены, определить тенденции изменения спроса в отношении стабильности;
- классификация, для более точного планирования осуществляется разделение на категории по уровню продаж, например A-SKU товары с высоким оборотом и значительным вкладом в выручку, B-SKU товары со средним оборотом, C-SKU товары с низким оборотом;
- определение запасов безопасности, это дополнительный запас товаров, создаваемый для предотвращения перебоев в поставках или в случае резкого скачка спроса. Размер зависит от надежности поставщиков, сроков поставки и от коэффициента вариации спроса, SKU с высокой вариацией нуждаются в большем запасе безопасности;
- объем складского пространства, необходимо точно определить доступный объем складского пространства и учесть особенности для хранения грузов. Например, разные товары занимают разное место и к ним применимы разные методы, такие как вертикальное, горизонтальное, стеллажное хранение - каждый метод имеет свои требования к организации пространства. Также могут быть особые требования к условиям нахождения товаров на складе (показатели температуры, влажности, освещенности и т.п.).
Недостаточно просто посчитать количество номенклатур и условно представить, что это будет равно количеству зон для хранения (ячеек) на складе, потому что недостаточное количество товаров может привести к потере продаж из-за физического отсутствия, в то время как избыток повышает риски расходов на хранение и устаревание запасов во время нахождения на складе. Далее в этой статье поговорим о том, как выбирать WMS системы, исходя из количества SKU, а также какой полезный функционал незаменим в современных реалиях бизнеса.
Как подобрать WMS в зависимости от SKU
Прежде чем начать поиск WMS системы, важно провести тщательный анализ существующих бизнес-процессов и определить потребности склада. Ключевым вопросам, на которые следует ответить, являются:
- объём операций, какая средняя ежедневная/еженедельная/ежемесячная интенсивность приёма, отгрузки, перемещения товаров на складе;
- типы SKU, какие типы товаров хранятся на складе (высокомаржинальные, хрупкие, опасные), требуется особый температурный режим или условия хранения, дополнительные требования к прослеживаемости и идентификации;
- структура склада, является ли склад единым целым или состоит из нескольких зон с различными функциями (например, совмещен с производством товаров или упаковки).
Выбор Warehouse Management System для крупного склада, где количество SKU приближается или превышает 500, является стратегическим решением, оказывающим значительное влияние на эффективность логистических операций. Системы предлагают широкий спектр функций, которые могут быть критически важны для эффективного управления средним и крупным складом. К основным функциям относятся:
- управление запасами, контроль количества наименований товаров на складе в режиме реального времени, отслеживание движения товаров, автоматизация процессов инвентаризации;
- управление приёмом и отгрузкой, автоматизация процесса регистрации поступления товаров, генерация этикеток, оптимизация маршрутов перемещения грузов, персонала и техники;
- управление размещением, использование складских площадей, расчёт оптимальных мест хранения для SKU с учётом их характеристик и объёмов продаж;
- управление сборкой заказов, автоматизация процесса комплектации, разработка оптимальных маршрутов сборщиков, минимизация времени на отгрузки потребителям.
Независимо от того, средний склад (до 500 SKU, до 300 кв.м.) или большой, WMS система должна интегрироваться с другими ключевыми системами компании, такими как ERP, CRM и TMS. Бесшовная интеграция позволяет обеспечивать единый поток данных, исключает дублирование информации и повышает эффективность управления всей цепочкой поставок. Ключевым аспектом автоматизированной системы управления складом является возможность расширения, соответствующая масштабам растущего бизнеса. Важно отдать предпочтение такой WMS, которая без проблем позволит интегрировать дополнительные возможности, компоненты и рабочие места по мере возникновения потребности. Это и будет главным преимуществом. Адаптивность системы имеет большое значение для настройки под уникальные нужды складского хозяйства и логистических операций. Еще раз повторю, что все определяет текущие потребности каждого конкретного склада. Программное обеспечение должно обеспечивать контроль остатков, отслеживать движение товаров, эффективно автоматизировать инвентаризации. Должна быть предусмотрена возможность генерации маршрутов сбора, списков сборки, автоматическое формирование документов отгрузки, печать этикеток, интеграция с системами доставки.
Давайте рассмотрим на конкретных кейсах на примере автоматизации складов при помощи AS WMS как количество представленных наименований на складе может влиять на выбор решения по автоматизации.
1. Средние склады. Если количество SKU близится или становится более 500, компания собирается масштабироваться и наращивать площади, либо создавать дополнительные склады в других географических локациях, автоматизированная система управления складом становится стратегическим решением и не обязательно использовать все функции системы, есть решения в виду облегченных версий и модулей:
- компания поставщик оборудования в сфере розничной торговли, в ассортименте которой представлено более 700 SKU и площади составляют около 300 м.кв. в качестве решения для автоматизации получила программное обеспечение в упрощенной «Lite» версии. Были закуплены также терминалы сбора данных, которые позволили осуществлять сбор штрихкодов и формировать документы закупки и реализации, присваивать штрихкоды номенклатурам, проводить инвентаризации в автоматическом режиме и отгружать товары по документам. Как итог, эффективность этапа «сборка заказа» значительно повысилась, количество ошибок работников снизилось до 90%, Скорость этапа «инвентаризация» возросла на 50%, благодаря функционалу «плановой инвентаризации», а количество документации на бумажных носителях снизилось на 40%.
- компания в сфере он-лайн торговли, которая осуществляет продажи товаров через маркетплейсы, в ассортименте представлено 500 SKU и площади составляют около 300 кв.м. В качестве решения для автоматизации была предложена установка модуля AS WMS с целью улучшения этапа «сборка заказа», а также дополнительный модуль в текущую систему учета «1С:УНФ» для более эффективного управления продажами на маркетплейсах. Как итог, такой важный показатель как «скорость» для компаний в этой сфере повысился на 30% (в том числе за счет возможности печати как из «1С», так и с ТСД при помощи мобильных принтеров, незамедлительного информирования системы о зафиксированных ошибках в этикетках и номенклатурах товаров), количество пересортов снизилось на 90%.
2. Большие склады. Если компания растет и количество SKU превышает 1000, площади наращиваются, то WMS позволяет использовать функции, которые решают проблемы с учетом, пересортами и низкой скоростью основных операций. Самый важный аспект для таких складов, которые необходимо учитывать во время автоматизации это влияние человеческого фактора, его необходимо минимизировать, чтобы не получать низкую маржинальность. Также далее приведу примеры по автоматизации при помощи AS WMS:
- компания в сфере поставок оборудования (отопительное, насосное, инженерное), площади склада более 1500 м.кв., а количество SKU более 8000 позиций. Было необходимо внедрить адресную систему хранения для повышения скорости поиска товаров для сборки и отгрузки, повышения скорости инвентаризаций и обеспечить серийный учет в рамках системы прослеживаемости. В качестве решения использовали модуль автоматизированной системы управления складом с интеграцией с 1С:УТ-11.4, потому что это решение позволит тиражировать учет и контроль на другие склады компании в случае масштабирования. По итогу была внедрена прозрачная система прослеживаемости серийных номеров, большая часть документооборота автоматизировалась и количество ошибок персонала было сведено к «0».
- компания в сфере мебельного производства, всего 11 складов общей площадью около 15 тыс.кв.м., количество SKU свыше 70000. В проекте по автоматизации была установлена система, которая позволила управлять и осуществлять контроль всей операционной деятельности компании, упорядочить в справочнике системы учета номенклатуры состоящие из нескольких частей, рассчитывать KPI и КТУ в режиме реального времени. По итогу количество пересортов и некомплектов снизилось на 70%, скорость сборки повысилась вдвое, скорость инвентаризаций выросла на 60%, а количество документации на бумажных носителях уменьшилось до 40%.
Таким образом, решения зависят больше не от величины склада или количества SKU, а от текущих потребностей, поэтому так важно подобрать надежного поставщика с реальными практическими кейсами, который начнет с оценочного аудита и выслушает ключевые цели собственников бизнеса, чтобы оптимально составить ТЗ на автоматизацию. Поставщик WMS должен предоставлять качественную техническую поддержку, включая обучение персонала, консультации по настройке и эксплуатации системы, а также оперативное реагирование на возникшие проблемы в процессе ее эксплуатации. Если говорить о бюджете, то стоимость программного обеспечения может варьироваться в зависимости от её функциональности, масштаба и дополнительных модулей; если говорить о сроках реализации проекта по автоматизации, то это от нескольких дней до нескольких месяцев. Отдельно отмечу, что возможно осуществлять проект по автоматизации в удаленном режиме.
В заключении отмечу, что перед выбором WMS важно провести тщательный анализ потребностей, разработать план внедрения и обеспечить обучение персонала, тогда оптимизация процессов склада приведет к повышению производительности, сократит издержки и значительно улучшит качество обслуживания клиентов. При этом рост количества SKU и решение масштабироваться никак не повлияет на эффективность работы компании, система будет управлять основными операциями и предоставлять точный учет.
Александр Павлов
Генеральный директор ООО «Технологии учета», основатель компании, совмещающий в себе стратегическое мышление с техническими компетенциями и отличными лидерскими качествами.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!