ЕГАИС. Что должен сделать предприниматель, чтобы не получить штраф?
Для того, чтобы в стране стало меньше контрафактной алкогольной продукции государство создало Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС), позволяющая отследить всю цепочку оборота алкоголя начиная от поставщиков и заканчивая розничными магазинами, которые данную продукцию реализуют.
Участники оборота
В качестве участников оборота, которые должны работать с этой системой выступают:
- Производители. Они регистрируют алкоголь в федеральных реестрах, добавляют акцизные марки в товарно-транспортные накладные и при отгрузке дистрибьютору отправляют данные в ЕГАИС
- Дистрибьюторы и оптовые поставщики. Начинают работу в ЕГАИС с фиксации товара, который отгрузил производитель. Далее компании проверяют и подтверждают акциз по каждой бутылке алкоголя и при отгрузке розничным предприятиям добавляют марки в транспортные накладные.
- Розничные компании и ИП, которые реализуют алкоголь. Также начинают работу в ЕГАИС с фиксации своих закупок у дистрибьюторов и фиксируют продажу продукта через онлайн-кассу.
Отдельно стоят предприятия общепита, которые реализуют алкоголь в своих заведениях, при реализации они работают как розничные продавцы. При использовании алкоголя для приготовления блюд, когда алкоголь используют в качестве сырья или вспомогательного материала, данные в ЕГАИС не предоставляют.
Также всем участникам оборота нужно хранить данные об остатках продукции и обмениваться этими данными с системой.
Описание схемы работы
-
Производитель или импортер должен нанести наклейку с акцизной маркой на каждую бутылку своей продукции и зафиксировать данные в ЕГАИС.
-
При отгрузке оптовому поставщику необходимо сформировать ТТН и зарегистрировать ее в системе.
-
В течение трех дней дистрибьютор должен принять товар, сверить данные и подтвердить их корректность в ЕГАИС.
-
При отгрузке своему контрагенту оптовый поставщик формирует ТТН, которую передает вместе с товаром.
-
В розничном магазине необходимо принять алкоголь, сверить данные в ЕГАИС и ТТН от поставщика и обработать накладную.
-
При реализации покупателю на кассе фиксируется выбытие алкогольной продукции с помощью считывания нанесенного кода на акцизную марку и далее идет отправка этой операции в ЕГАИС.
Стоит отметить, что крепкий алкоголь прослеживается поштучно, отчитываться придется по каждой бутылке. Но если говорить о пиве и прочих слабоалкогольных напитках, то в системе фиксируется только факт закупки партии алкоголя.
Что должен сделать предприниматель, чтобы не получить штраф
Сначала разберемся со штрафами, за незаконное производство предусмотрена уголовная ответственность, а за нарушение порядка фиксации алкоголя на всех этапах у компаний с лицензией могут изъять неучтенный товар и аннулировать лицензию. Для предприятий без лицензий предусмотрен штраф от 150 до 200 тысяч рублей.
Теперь разберемся как работать, чтобы не получать штрафы и терять деньги. Самый простой и удобный способ - автоматизировать процессы, которые связаны с ЕГАИС и продажей алкоголя:
- товароучетная система на 1С. Программы 1С соответствуют законодательству и помогают предпринимателям вести журнал продаж и фиксировать данные по продаже алкоголя физическим лицам, формировать данные для передачи их в систему, получать данные поставщиков в электронном виде и сверять информацию из ТТН и факта, который отгрузил контрагент.
- сканер штрихкода или ТСД. Это оборудование позволит корректно прочитать этикетки на каждой бутылке и передать их в товароучетную систему, а также зафиксировать выбытие алкоголя при продаже. Для ЕГАИС подойдет только 2D сканер. Но для тех, кто торгует только слабоалкогольной продукцией, сканер можно не приобретать.
- онлайн-касса. Она нужна только розничным продавцам, чтобы соответствовать всем положениям ФЗ-54.
- электронная подпись на физическом носителе. Для ЕГАИС обязательна специальная подпись, причем для розничных точек с разными КПП придется делать отдельные.
- УТМ. Программа, которая предоставляется бесплатно ФС РАР. Она устанавливается на компьютер в том месте, с которого планируется реализовывать продукцию.
- электронная подпись для сдачи отчетности в ФС РАР. Все участники оборота должны предоставлять отчетность в надзорный орган ФС РАР. Для этого подойдет КЭП, с помощью которой сдается отчетность в ФНС и ПФР.
Покупка всего необходимого это только часть работы. Все эти товары должны работать как единый организм их нужно настроить, протестировать и синхронизировать друг с другом.
Мы в компании Технологии учета имеем большой опыт по внедрению полного цикла работы с ЕГАИС в оптовых и розничных точках с 2016 года, с того самого времени, когда начал действовать новые правила оборота алкогольной продукции.
Наши специалисты смогут подобрать такой комплект поддержки, который будет отвечать всем потребностям предприятия, быстро настроят все необходимое для запуска продаж и будут поддерживать систему в рабочем состоянии.
Мы готовы помочь с ошибками, если они возникают у Вас и нужна квалифицированная помощь, чтобы избавиться от проблем и нормально работать.
Оставьте заявку на бесплатную консультацию, внедряйте и поддерживайте свою систему для работы с ЕГАИС без проблем и штрафов.
ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ